Елена Володина
Методы арт-терапии в работе с детьми и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Публикация «Методы арт-терапии в работе с детьми и взрослыми» размещена в разделах
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Показания для проведения детской арт-терапии :
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность;
Обязательные принципы арт-терапии при работе с детьми :
1. Обстановка - доброжелательная, позитивная атмосфера, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым детям, способствует самораскрытию ребёнка и формированию доверия;
2. Возрастные ограничения – необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, методик, техник и материалов;
3. Безоценочность - не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос существует в душе малыша и психолог должен помочь маленькому клиенту с ним разобраться;
4. Поддержка - поощрять и хвалить проявления творчества каждого участника сеанса арт-терапии и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, потрясающее, индивидуальное и ценное;
5. Уважение – необходимо формировать у детей позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других людей; не допускать оценочных суждений, злой критики, насмешек и тем более оскорблений.
Арт-терапия включает в себя множество методик, техник и упражнений разной направленности.
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ :
ИЗОТЕРАПИЯ
Наиболее востребованный, распространенный и простой в выполнении вид арт-терапии на сегодняшний день.
Очень часто ребёнок не может вербально выразить то, что его угнетает. В изотерапии можно предложить ему нарисовать свое состояние, свои чувства, ощущения, боль, обстоятельства, переживания. Тогда психолог и маленький клиент могут взаимодействовать через рисунок. В этом случае терапия становится более бережной, безопасной и вместе с этим эффективной. Могут быть изображены ресурсные картинки, каракули или предложены для выполнения проективные техники.
Что можно использовать в изотерапии:
1. краски;
2. карандаши;
3. восковые мелки;
4. фломастеры;
5. мел;
6. пластилин;
7. ленты;
8. цветная бумага;
9. нитки;
10. бусины;
11. макароны;
12. природные материалы.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Это инсценирование сказок, чтение, их обсуждение, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
Незаменимый метод помощи как при работе с маленькими детьми, так и с подростками.
Основные методы сказкотерапия :
- рассказывание сказки;
- рисование сказки;
- сочинение сказки;
- изготовление кукол.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Позволяет снять психическое напряжение и успокоиться при помощи прослушивания музыки или её воспроизведения.
Выделяют несколько форм музыкотерапии для детей:
- пассивная – ребенок внимательно слушает;
- активная – ребёнок исполняет звуки или композицию.
Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем. Это также дает определённый психотерапевтический эффект. Часто идет совмещение музыкотерапии и кинезиотерапии.
ДРАМАТЕРАПИЯ
Т. е. разыгрывание какого-либо сюжета.
Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии,
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
- снятие психоэмоционального напряжения;
- выплёскивание энергии;
- проработка страха и агрессивности;
- проигрывание внешних и внутренних ощущений;
- совместное переживание волнующих ситуаций;
- пробуждение положительных эмоций;
- развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать);
- сплочение в коллективе (если это групповое занятие).
КУКЛОТЕРАПИЯ
Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем ребёнка разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Песочная терапия для детей – это не только способ улучшения концентрации внимания, памяти и других факторов. Это еще и великолепное развлечение, возможность самовыражения, развития творческих способностей.
Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:
o невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие;
o СДВГ;
o Фобии, страхи, тревожность, панические состояния;
o Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата);
o Нежелание рассказывать о себе;
o Конфликтная ситуация со сверстниками;
o Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость;
o Различные межличностные и внутриличностные конфликты.
o
ГЛИНОТЕРАПИЯ
Это метод психологической и психотерапевтической работы с применением природной глины. Для детей лепка из глины особенно полезна, ведь она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление.
Глинотерапию хорошо применять в тех случаях, когда ребенок не готов говорить, когда он не находит слов, когда им ощущается состояние пустоты и работа классическими методами не идет. В таком случае работа через руки и глину может дать хороший терапевтический эффект, обеспечить выход эмоций и чувств.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры.
Вывод.
Арт-терапия через творчество улучшает физическое, умственное и эмоциональное состояние. Искусство помогает осознать переживания, выразить и трансформировать такие сложные чувства, как злость, боль, тревога, страх. Причем процессы происходят мягко, обходя внутренние защиты. Это один из самых экологичных, приятных и эффективных методов осознания и трансформации поведения.