Ирина Голубева
Консультация для воспитателей «Методика обучения дошкольников прыжкам в длину с места»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Методика обучения дошкольников прыжку в длину с места»
Инструктор по физической культуре:
Голубева Ирина Альбертовна
Цель: формирование у воспитателей представление о методике обучения детей прыжку в длину с места в ДОУ.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика обучения дошкольников прыжкам в длину с места“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.
Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.
Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета.
Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки. Для детей начиная с младшей группы доступны следующие виды прыжков и упражнений в них в порядке нарастающей сложности: подпрыгивание — прыжок вверх, в длину с места, в глубину, прыжки с продвижением вперед, впрыгивание на возвышение, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, прыжки со скакалкой.
Прыжки проводятся в зале и на участке детского сада. Во время их проведения важно соблюдать меры предосторожности: прыгать только на гимнастические маты (в зале) и в яму с песком (на участке, не разрешать прыгать неорганизованным потоком.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях.
Обучение прыжкам
Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст На первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Не сформирована ступня, недостаточно координированы движения Обращать внимание на то, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкивались от земли и мягко приземлялись, эластично сгибая ноги. Следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично. Чередовать физические нагрузки с отдыхом
Средний дошкольный возраст У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий. Не сформирована ступня. Следить за дыханием: дети должны дышать ровно, ритмично. Чередовать физические нагрузки с отдыхом.
Старший дошкольный возраст Дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше прыгнешь Обучать маховым движениям, объясняя и показывая, что это действие увеличивает дальность полета. Дети совершают дополнительные движения (ноги вместе, врозь, скрестно)
Прыжок в длину с места включает последовательно несколько двигательных умений: приседание перед прыжком; энергичное и быстрое отталкивание одновременно обеими ногами, выпрямляя их; полет сначала в группировке, а затем выпрямляя ноги вперед; приземление, сгибая ноги в коленях, и выпрямление стоя на всей стопе.
Детям раннего возраста прыжки еще недоступны. На втором году жизни дети подпрыгивают на двух ногах, а на третьем - перепрыгивают через веревку и палку, прыгают в играх: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка серенький сидит» и др.
С детьми дошкольного возраста можно производить большое количество игр с прыжками : «Волк во рву», «Воробышки и кот» и др, применять упражнения, имитирующие прыжки : «как мячики», «как воробышки» и др.
Прыжок в длину с места
Техника:
1 фаза — исходное положение. Прямо, ноги параллельно на ширине ступни, выполнить полуприсед, отвести руки назад.
2 фаза — толчок. Энергичным движением рук вперд – вверх, оттолкнуться двумя ногами вперед – вверх.
3 фазы — полет. Вынести сравнительно прямые ноги вперед, руки совершают движение вперед -вниз, назад, одновременно производится наклон корпуса вперед к коленям.
4 фаза — приземление. В начале коснуться земли пятки почти прямых ног, затем происходит перекат на всю ступню с одновременным сгибание ног, руки при этом опускаются вниз.
Методика обучения прыжку в длину с места
Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст Дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. приземляются тяжело на всю ступню Обращать меньше внимания на толчок и взмах руками. Внимание обращать на приземление на полусогнутые ноги
Средний дошкольный возраст У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий. Не сформирована ступня. Обращать внимание на глубину приседа – он не должен быть глубоким. Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками.
Старший дошкольный возраст Дети не умеют группироваться в полете и выносить ноги вперед. Не умеют рассчитывать точность приземления в определенное место. Не следует добиваться большой длины прыжка, обращать внимание на технику выполнения. При приземлении обращать внимание на глубину приседа. Детям трудно удерживать равновесие при глубоком приседе.
Особенности выполнения прыжка в длину с места.
Прыгать в длину с места дети пытаются с двух с половиной -трех лет, но у них получается просто шаг одной ногой и слабое отталкивания другой. Это связано со слабостью мышц, недостатком координации движений и недостатком двигательного опыта. Поэтому некоторые дети легче овладевают навыком прыжков на одной ноге.
Четвертый год жизни - прыжок в длину отличаются тяжелым приземлением на прямые ноги, слабостью отталкивания и кратковременность полета. У многих детей отмечается не одновременное отталкивание двумя ногами. Движения рук не координируются с движениями ног.
Пятый год жизни - большинство детей не фиксирует исходное положение, а начинают прыжок почти схода.
Некоторые дети совершают не отталкивания двумя ногами, а делают шаг вперед, или прыжок в шаге. Также наблюдается недостаток или чрезмерно изгибание ног, что ведет к ослаблению толчка. У одной трети детей отмечается направление отталкивания только вверх. При этом дети подтягивают колени к груди и приземляются сначала на носки, а затем на всю ступню.
В старшей - подготовительной группе совершенствуются качественные и количественные показатели прыжков в длину с места. Отталкивание становится более энергичным, руки работают с оптимальной амплитудой движения и у детей появляется качественный показатель- вынос вперед почти прямых ног во время полета, что удлиняет и приводит к увеличению количественный результат.
Систематическое обучение начинается со второй младшей группы. Для детей этого возраста сразу же вводится зрительные ориентиры, которые помогают понять суть движения.
Вначале дети перепрыгивают через линию, шнур, а затем, две линии, два шнура, через ручеек, с кочки на кочку. Сначала проводят индивидуальное обучение, а затем разные способы организации.
На пятом году жизни идет уточнение техники прыжка. Для этого используют ряд упражнений способствующих лучшему усвоению техники. 1 упражнение. Стоя руки внизу, подняться на носки со взмахом рук вперед-вверх. 2 упражнение. Из полуприседа, руки вниз-назад быстро выпрямляются, поднимаясь на носки со взмахом рук вперед и вверх. 3 упражнения. Тоже самое, но с небольшим выпрыгивание от земли
Младшая группа - в длину- от 20-25 до 40 см. Средняя группа - до 50 см и более.
С целью усвоения оптимальной траектории полета детям даются задания с преодолением препятствий (прыжки через куб, мяч, резинки и так далее) большой эффект при обучении дают введение ориентира в виде ленточки или веревки, положенный на расстоянии равном результатам предыдущего прыжка на 5 или 15 см дальше полученного результата.
В старшей подготовительной группе совершенствованию техники прыжка служат упражнения : 1 упражнение. Поднять взмахом колено вперед, затем резко выпрямить голень вперед. 2 упражнение. При прыжке в длину преодолеть высоту 10- 15 см. 3 упражнения. Впрыгивать на возвышении (на мостик, 2 мата, скамейку) 4 упражнения. Совершает прыжки с ноги на ногу с приземлением на заметку (многоскоки).
Умение прыгать в длину с места закрепляется в подвижных играх и в различных эстафетах, включающих основные движения в сочетании с прыжками