Лучший педагог года

Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей

Анастасия Кощубова
Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей
▼ Скачать + Заказать документы

фМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Болоховский центр образования №2» муниципального образования Киреевский район

Консультация для воспитателей

на тему:

«Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей дошкольного возраста»

Воспитатель первой квалификационной категории

Кощубова А. Н.

2018-2019 уч. г.

Публикация «Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей» размещена в разделах

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами знаками, символами. Задача педагога развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, что они позволяют достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них используемыми на занятиях по математике являются : накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнения, вопросы к детям, обследования и т. д.

Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так дидактическая игра может быть использована, как метод особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может – и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок»)

Широко распространённым является методический прием – показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный. Одним из существенных словесных приемов в обучении дутей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнять детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть четкими, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок. Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов в педагогике называется беседой.

В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными пояснениями. Например, воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождается пояснениями, как следует наложить меру, обозначить её конец, снять её, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры. Чем старше дети, тем больше значение в их обучении имеют проблемные вопросы, проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда, когда - связь между фактором и результатом раскрываются не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (одни предметы тонут, а другие нет.) Игра также занимает в жизни ребёнка одно из главных мест. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет их и закрепляет. Виды дидактических игр: строительные («Построим кукле дом», «Чья башня выше?», подвижные игры («Гаражи», «Найди свой дом», настольно печатные («Собери машину», «Кто где живет?», словесные («Продолжи предложения», «Назови соседей», сюжетные («Магазин», Ателье», театральные («Репка», «Теремок»).

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях так и вне их, во всех возрастных группах, могут использоваться в индивидуальной работе.

Все игры по формированию математических представлений разделены на несколько групп:

- Игры с цифрами и числами.

- Игры на ориентировки в пространстве.

- Игры путешествие во времени.

- Игры на логическое мышление.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой игры, игры-драматизации, подвижной и т. д.) игровых приемов : (сюрпризный момент, правила, соревнования, инициатива, поиск и др.)

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

-образовательные (дать или повторить математические задания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки)

- развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.)

-воспитательные (вырабатывать личностные качества, самостоятельность, трудолюбие, любознательность и др.)

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изобразительными, графическими рисунками, моделями и т. д.) на базе которых возникают элементарные математические представления.

В мышлении маленького ребенка, отражается, прежде всего то, что в начале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Практический метод предполагает организацию упражнений, заданий, действий с различными материалами. Или протекать в виде самостоятельной работы с дидактическими материалами. Используются как коллективные, так и индивидуальные.

Продуктивные упражнения характеризуются тем, что способ действия дети должны частично или полностью открыть сами. Воспитатель обычно говорит, что надо сделать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении таких упражнений воспитатель оказывает помощь лишь в косвенной форме, предлагает еще раз попробовать, одобряет правильные действия, напоминает об аналогичных упражнениях, которые ребенок уже выполнял ит. д.

Изучив некоторые методы и приемы математического развития дошкольников, и на основании исследуемого материала можно сказать, что ни один метод в отдельности не несет такого сильного характера как их сочетание.

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении с формой и величиной, наряду с различными методами и приемами используются наглядные и практические.

Воспитатель в своей работе должен уметь сочетать методы для наилучшего запоминания и понимания детьми материала.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Анализ детских работ. Приемы, цель, методические рекомендации Игровая ситуация Обыгрывание готового изображения Рисование 1. • Петя-петушок, золотой гребешок • Ку-ка-ре-ку • Посмотри, какие лесенки.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии.

Методические рекомендации по организации игротек математического содержания В условиях детского сада дети охотно играют в игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные.

Проблемы оценки качества образования в инклюзивных классах Психологическая диагностика классов и ее анализ позволяют не только спрогнозировать, но и выстроить траекторию обучения детей. При значительно.

Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение.

Результаты работы по разработке системы оценки качества дошкольного образования детей с нарушением слуха Результаты работы по разработке системы оценки качества дошкольного образования детей с нарушением слуха. Согласно пункту 3.2.3. ФГОС ДО.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства.

Знакомство детей средней группы с изображением различных форм в художественном творчестве. Алгоритм, методические приемы Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей
Опубликовано: 19 августа 2019 в 12:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кощубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД