Лариса Лиханова
Анализ детских работ. Приемы, цель, методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая ситуация
Обыгрывание готового изображения
Рисование
1.
• Петя-петушок, золотой гребешок
• Ку-ка-ре-ку
• Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
• Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
• Заберусь я высоко-высоко по лесенке
• Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
• Спасибо Вам, дети
Оборудование: игрушка-Петушок
младшая группа
2.
• Вот и все дети нарисовали травку
• Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для родителей
- Темочки
• В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
• А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?
Оборудование: игрушка зайчик
младшая группа
Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки
Лепка
1.
• Ой, какие проказливые котята
• Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
• Сидящий котёнок у Оли
• Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Ваня
• Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
• Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются
Средняя группа
Сюжетно-ролевая ситуация
2.
Работы выставлены на подносе
• Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
• Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
• Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
• Все медвежата здоровы
• Можно выставить работы в раздевалку для родителей
Старшая, подготовительная группа
Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек Аппликация
1.
• Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?
Почему?
• В каком автобусе ехать опасно?
В каких автобусах покатаем медвежат?
• Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
• Берите медвежат и покатайте их
Оборудование: игрушки – медведь, медвежата
младшая, средняя группа
2.
• Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
• Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
• А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
• Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
• Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
• Петрушка, выбирай себе лодки
• Возьму себе прочные и быстрые лодки.
Оборудование: игрушка – Петрушка
средняя, старшая группа
3. Грибы для белочки можно оставить на полянке
• А вот и белочка
• Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
• А этим грибам нужно подрасти
• Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.
А у этих грибов почему-то не выросли шляпки
• Эти грибы нанижу на ветки и засушу
• А эти грибы возьму
• Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?
Оборудование: белочка
старшая, подготовительная группа
Обыгрывание готового изображения
1.
• В твоем парке только березки растут?
• Давайте посмотрим на птиц
• Чем заняты воробьи
Найдите самого озорного
• Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
• Почему этот не может взлететь?
старшая, подготовительная группа
2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.
• Что умеет делать твоя собачка?
• Мне нужны умные и ловкие собачки
Вы таких нарисовали?
• Теперь подарите мне самых быстрых
• А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка
Оборудование: клоун
подготовительная группа
Обыгрывание незаконченного
1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её
• Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
• Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?
старшая, подготовительная группа
2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.
Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.
Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.
средняя, старшая группа
Прием с ролевым поведением детей и взрослых
1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».
• Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т. д., надо не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.
подготовительная группа
2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам
Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.
3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.
Можно оценивать работу соседа.
• Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
• У какого мастера вы бы хотели поучиться?•
Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр
Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу
(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).
• Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
• На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.
Оборудование: Буратино
старшая, подготовительная группа
Оценка своей работы
1. Расскажи о своей кошке
• Что умеет делать?
• Шерстка у неё какая?
• Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
• Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком
средняя группа
2. Сравни рисунок с натурой.
• Сколько листочков справа?
• Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
• Соблюдены ли пропорции?
• Похоже ли изображение на натуру?
• Все ли детали нарисованы?
• Все у тебя получилось?
• Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)
подготовительная группа
3. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
• Что можно сказать, посмотрев на эту работу?
подготовительная группа
4. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?
подготовительная группа
Оценка работы соседа
Расскажи о работе соседа
• Почему она тебе не нравится?
• А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
• Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы
старшая, подготовительная группа
Рассматривание пейзажей
с использованием музыки и художественного слова
1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме
• Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.
2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.
3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.
старшая, подготовительная группа
Отсроченный анализ
1.
• Дети, много интересных рисунков получилось у нас
• Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.
2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.
Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы, загадки по рисункам
3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра
4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.
Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа
Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.
Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.
Организация обсуждения анализа может быть различной.
Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.
Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.