Ясыбаш Анна
Знакомство детей средней группы с изображением различных форм в художественном творчестве. Алгоритм, методические приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развитие воображения. Большинство воспитателей знают какие методы и приемы обучения изобразительной деятельности существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов.
Публикация «Знакомство детей средней группы с изображением различных форм в художественном творчестве, Алгоритм, методические приемы» размещена в разделах
Методика изобразительной деятельности обогатилась благодаря включению знакомства детей с изобразительным искусством.
В обучении детей используются различные виды рисования :
-Предметное
-Сюжетное
-По собственному замыслу
-Декоративное
-Аппликационное
1. В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике т. е. к выражению чувств и отношения предмета со стороны рисующего ( например: маму рисуют нарядной, а если предметы не любимые их дети стараются не рисовать.
2. Сюжетное рисование – на тему предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.
3. Рисование по собственному замыслу – детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере чем предметное и сюжетное рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.
4. Декоративное рисование – обычно сводится к рисованию различных орнаментов. Однако оно должно пониматься шире, включая различные способы украшения поверхности предметов ритмов, узоров. Цветом, фактурой. Даже тогда, когда дети рисуют узор по схеме, предложенной воспитателем, рисунок узора, цвет дети должны подбирать по собственному замыслу.
Аппликация понимается как наклеенный орнаментальный рисунок, чаще геометрического характера. Чаще всего аппликация используется в изобразительно-сюжетном плане поэтому мы вправе рассматривать ее как разновидность рисования, отличающимся лишь своим материалом и техникой рисования.
В последние годы при обучении детей рисованию остро встал вопрос о том, нужно ли в обучении опираться на образец, которым является рисунок воспитателя или иллюстрация и на показ как прием обучения. Даже там, где рисунки выполнены как будто умело просмотр таких работ всех детей на одну тему оставляет тягостное ощущение – они отражают не индивидуальные впечатления детей от живой действительности, а образец созданный воображением воспитателя, продуктивный одинакого для всех.
Такое использование образца никак не может способствовать развитию у детей творческой самостоятельности и активности.
В то же время дети не должны быть лишены грамотного руководства взрослого.
Использование приема показа – один из наиболее дискуссионных вопросов методики. Чаще всего показ нужен как разъяснение технических приемов работы.
В первой младшей гр. Изобразительная деятельность вводится впервые и основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию в игровой форме, так же основными задачами изобразительной деятельности во второй мл. группе, в отличии от предыдущей является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мир. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствуют началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей. Освоение программы изображения для второй мл. группы требует многих технических навыков и умений.
Необходимо продолжать учить детей правильно держать кисть или карандаш. Следует научить детей правильно обмакивать кисть в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю, нужно научить их промывать кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в др. краску.
Объяснение воспитателя должно быть точным и немногословным. Например, показывая детям как надо закрашивать изображение краской, воспитатель говорит: «Веду кисть сверху вниз: опять сверху вниз «. На другом занятии инструкция может быть расширена:» Закрашивая, кисть веду сверху вниз до конца, не останавливаясь. В начале детям предлагается рисовать линии вертикальные или горизонтальные «заборчик»,» дождик»,узоры из полосок и точек,» раскрась полотенце «, «платочек».
Большая часть занятий должна быть отведена на освоение предмета, округлой формы и предметов состоящих из частей круглой формы и прямых линий, так же постоянно прорабатывать цвет. В последующих группах одно лишь совершенствуется, но специально не отрабатывается.
К 4 годам (средняя группа) дети научатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению вертикальному и горизонтальному, рисование прямых линий и дуги в разных направлениях, поэтому лучше в начале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети сразу осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Усвоения нового для детей движения при рисовании овала поможет пояснение педагога, сопровождающие в начале процесс обследования предмета (огурца, а затем его изображения. Обведя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «кругленько, длинненько, опять закругление и сново длинная сторона.» Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.
В заключении воспитатель еще раз повторяет название формы огурца- овальная…
Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью, формируется навык различно держать инструменты : широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге с опорой на весь ворс. Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Важно учить детей закрашиванию предметов закрепляя навыки полученные в мл. группе и вводя новые требования: закрашивать без просвета не выходя за линии.