Елена Шкретова
Методические аспекты коррекционной работы по развитию мелкой моторики школьников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е. А. Стребелева пишет, что " :аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей".
Публикация «Методические аспекты коррекционной работы по развитию мелкой моторики школьников с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки, что особенно ярко прослеживается у детей с умственной отсталостью, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка (И. М. Бгажнокова, Н. П. Вайзман, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, Л. А. Метиева, В. М. Мозговой, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский и др.).
Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление и т. п. Дети своевременно не овладевают предметными действиями, в раннем возрасте у них есть лишь манипуляции - хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции (Н. П. Вайзман, Л. А. Метиева, М. С. Певзнер и др.).
У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. "У многих умственно отсталых учащихся с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями пространственного представления. Для детей характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной, смещение центра листа в стороны. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности".
При умственной отсталости нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи :
• на уровне базовых способностей - имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия;
• на операциональном уровне - нарушена зрительно-моторная координация;
• на уровне навыка - недостаточная сформированность различных видов захвата предметов, в первую очередь - "пинцетного" и "щипкового".
В исследованиях по коррекционной педагогике подчеркивается, что 80% умственно отсталых школьников имеют крайне низкий уровень развития мелкой моторики, что значительно осложняет овладение программным материалом по различным дисциплинам (В. В. Воронкова, Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова и др.).
Шнурование ботинка, застегивание пуговиц, кнопок, крючков демонстрируют значительно большее количество ошибок у детей с умственной отсталости, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. При шнуровке ботинок дети с нарушением интеллекта допускают в пять раз больше ошибок. Застегивание кнопок показывает в два раза больше ошибок, крючков - в 2,5 раза у детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми, имеющими сохранный интеллект. Подобные задания дети с данной патологией выполняют в более медленном темпе и с меньшей скоростью. Обуславливается это некоординированностью движений, нарушением их ритма и скорости.
Большинство детей с умственной отсталости действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать двумя руками одновременно, часто одна из рук не участвует в выполнении заданий.
Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов. У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
Процесс обучения детей с умственной отсталости изодеятельности чаще всего рассматривается как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявляется в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных двигательных навыков.
В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных приёмов изображения в коррекционной работе с детьми с умственной отсталости. Нетрадиционные приемы позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Такие приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.
Уроки по изодеятельности, включающие нетрадиционные приёмы, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку школьников к включению в жизнь.
Использование в детской нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с умственной отсталости.
В методических рекомендациях учёных по вопросам обучения школьников с умственной отсталостью отмечается, что особое внимание на уроках следует уделять коррекции и развитию мелкой моторики.
Учащиеся школы первоначально овладевают различными приёмами и способами изображения ("коллаж", "пальчиковая живопись", "оттиск различными предметами", "тычок жесткой кистью", "оттиск листом", "кляксография", "набрызг", "монотипия" и т. д.). Приложение 2.
Рассматривая специфику и возможности нетрадиционных приемов изодеятельности в развитии мелкой моторики учащихся с умственной отсталостью, отечественные учёные указывают, что кисть в целом и особенно пальцы имеют первостепенное значение в трудовых и бытовых действиях человека. Именно они соприкасаются с предметами, осуществляют очень тонкие и высоко дифференцированные действия. Кроме того, кисть является познавательным органом. Именно с помощью тактильной чувствительности пальцев человек получает информацию о форме, структуре поверхности, плотности, температуре, объеме предметов. В свою очередь инструменты, использующиеся на уроках изобразительной деятельности многообразны, различны по фактуре, величине и т. д.
По мнению учёных, коррекционная работа по развитию мелкой моторики у учащихся с умственной отсталости на уроках должна реализовываться на двух уровнях:
• элементарно-функциональном,
• системно-интегральном.
Если на первом обеспечивается формирование сенсорного опыта на основе овладения способами и приемами умственной деятельности, то на втором - формирование способов и приемов умственной активности на базе полученного чувственного опыта и усвоенных знаний.
При осуществлении двигательного навыка сигналами для самоконтроля служат ощущения, восприятия, представления, а также мыслительные процессы. Решающее значение для регуляции движений момент имеют двигательные, слуховые и другие ощущения, возникающие во время работы. На основании этих ощущений и регулируется сила, скорость, направление движения, а также координация движений правой и левой руки.
В научно-методической литературе есть также данные о том, что развитию мелкой моторики учащихся с умственной отсталостью могут способствовать следующие группы заданий, полностью отвечающих специфике уроков изобразительной деятельности:
• первая группа - распознавание предметов;
• вторая группа - развитие координации движений;
• третья группа - развитие ловкости пальцев;
• четвертая группа - общее развитие мелкой моторики.
Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для уроков. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое (А. В. Белошистая, И. И. Дьяченко, О. Г. Жукова, и др.).
Ученые рекомендуют включать в структуру уроков гимнастику для пальцев и кистей рук.
Полезен также массаж, самомассаж рук. Он может быть организован непосредственно перед изготовлением изделия. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Высокую результативность обеспечивает использование массажеров для рук.
Существует и такой способ развития пальцев руки - отщипывание: от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.
Олигофренопедагоги подчеркивают, что важно сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов ("пинцетный", "щипковый", умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. При этом "моторно умелый" ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.
Таким образом, такая специфика на уроках позволяет успешно осуществлять коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей с умственной отсталости. Это обусловлено тем, что на данных уроках используется различные инструменты, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.
У учеников с умственной отсталости развитие мелкой моторики имеет определенные особенности: слабость моторики пальцев и кистей рук, отклонения в координации движений, заключающееся в нарушении темпа и ритма действий. Движения замедленны и нечетки. Учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении выполнять точные, дифференцированные движения пальцами рук.
Важная роль в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью принадлежит урокам. Это обусловлено характером деятельности учащихся на данных уроках, многообразием используемого оборудования. На уроках необходимо использовать задания, позволяющие развивать у детей навыки "пинцетного" и "щипкового" захвата предметов.
В начале каждого урока должны использоваться специально отобранные гимнастические задания для пальцев рук ("пальчиковая гимнастика", которые представлены.
При организации выполнения учащимися предложенных заданий должны соблюдаться следующие условия: у детей с умственной отсталостью должен иметься образ движения, его исходного положения, последовательности выполнения и дозировки. Показ движения осуществляется в замедленном темпе. Например, зачитывается короткий стихотворный текст, который сопровождается соответствующими движениями. Выполняя движения, играя пальчиками, ученики воссоздают определё нные образы: животных, неодушевлённых объектов.
Нужно стремиться повысить у школьников интерес к выполнению подобных заданий, создать мотивацию. Для этого в ряде случаев на пальцы надеваются заранее подготовленные маски, сделанные из обрезанных перчаток.
На уроках использовать отобранные из методической литературы, а также, составленные самостоятельно, задания, направленные на развитие мелкой моторики, описание некоторых из них представлено.
В процессе деятельности школьники учатся правильно брать и удерживать различные предметы, действовать с ними (ватные палочки, пробки, кисти, кусочки поролона, нитки, бусины, карандаши, бумагу и др.).
Итак, алгоритм коррекционной работы можно представить следующим образом:
• обследование предмета с его последующей характеристикой;
• воспроизведение по аналогии (вслед за педагогом) соответствующего способа захвата предмета ("пинцетного", "щипкового");
• использование усвоенного способа в ходе выполнения предложенных, в той или иной технике, заданий.
Обучая осуществлению дифференцированных движений пальцев рук, нужно работать и над развитием силы, гибкости кистей и пальцев. Происходит обучение плавности и точности выполнения движений.
Такая коррекционно-педагогическая работа способствует повышению уровня развития мелкой моторики у учащихся школьного возраста с умственной отсталости.
«Пальчиковая гимнастика».
Примечание: детям предлагается инсценировать руками стихи. Ниже описано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.
«Очки»
Бабушка очки одела,
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
«Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.
«Пароход»
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.
«Грабли»
Листья падают в саду.
Я их граблями смету.
Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики – большой - указательный, большой - средний и т. д. Можно выполнять двумя руками одновременно.
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты - как «лодочка». Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик -
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул - воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в щепотке и касаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. «Воздух выходит» - и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.
«Корзинка»
В лес корзинку мы берем
И грибы в неё кладем.
Ладони на себя. Пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют «ручку».
«Колокольчик»
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.
«Собака»
У собаки острый носик.
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.
«Кошка»
А у кошки - ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец - подняты вверх.
«Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
«Лошадка»
У лошадки вьется грива -
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на неё накладывается ладонь, образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют «уши».
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет!
Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
«Курочка»
Курочка прыг на крыльцо.
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются, образуя «глаз». Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.
«Осы»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
«Слон»
В зоопарке стоит слон -
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой - указательным и большим. Нужно шевелить средним пальцем и качать всей кистью.
«Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.
Упражнение «Мельница»
Для выработки плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании.
Стоя. Руки согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.
Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки.
Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются.
Описание нетрадиционных способов изображения.
Материалы: листы бумаги с контурными изображениями, гуашь, пальчиковые краски, баночки с водой, пластиковые тарелочки, влажные салфетки, штемпельные подушечки.
Инструменты: беличьи кисточки №1,3, широкие кисти, штампы фабричные или самодельные (из ластика, картофеля, пенопласта и т. п., клубочки ниток разного размера, кусочки смятой бумаги, пробки, засушенные небольшие листья с разных деревьев.
«Пальчиковая живопись».
Цель: обучение приемам «пальцевой живописи»; развитие зрительно-двигательной координации; формирование умений адекватно относится к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу, подражать действиям педагога; принимать помощь с его стороны.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, «так-так-так», «кап-кап-кап» и др.).
«Оттиск» штампом.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» штампом; формирование умений подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву штампа, опустив ее в тарелочку с краской, или с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать.
«Оттиск» клубком ниток, кусочком смятой бумаги.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» клубком ниток, смятой бумагой; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии; развитие зрительно-двигательной координации; накопление активного и пассивного словарного запаса.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на клубок ниток, прижав его к штемпельной подушечке с краской, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.
«Оттиск» пробкой.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» пробкой; формирование умений ритмично наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на подошву пробки, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность пробки к листу бумаги, слегка прижать.
«Оттиск» засушенными листьями.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» засушенными листьями; формирование умений наносить отпечатки, ориентируясь на намеченные линии, сочетать традиционную технику рисования (прием «примакивание») с нетрадиционными способами изображения, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на засушенный лист (опустить его в тарелочку с краской или аккуратно с помощью кисти нанести краску на одну из его сторон, наметить на бумаге место для отпечатка, приложить намазанную поверхность засушенного листа, слегка прижать.
«Коллаж».
Цель: обучение приемам техники «коллаж»; формирование умения создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, умений сочетать традиционную технику изображения (приемы аппликации, рисования) с нетрадиционной техникой рисования; подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны, самостоятельно использовать приобретенные в процессе обучения умения и навыки; развитие пространственного восприятия, воображения, накопление активного и пассивного словарного запаса.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони (или на всю ладонь, наметить на бумаге место для отпечатка, отпечатать оттиск, затем наклеить недостающую деталь.
«Тычок жесткой кистью».
Цель: обучение приемам техники «тычок жесткой кистью»; формирование умений наносить тычок, удерживая кисть строго вертикально поверхности листа бумаги; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: набрать краску на ворс кисти, ритмичными движениями наносить тычки кистью по намеченным линиям на листе бумаги, используя для сохранения ритма речевые конструкции.
«Оттиск» спичечным коробком.
Цель: обучение приемам техники «оттиск» спичечным коробком; формирование умений наносить отпечатки, сохраняя орнаментальный ряд, накопление активного и пассивного словарного запаса, воспитание у ребенка уверенности в собственных силах, в значимости выполняемых действий.
Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро спичечного коробка, прижав его к штемпельной подушечке, наметить на листе место для отпечатка, приложить намазанную поверхность клубка к листу бумаги, слегка прижать.
«Пуантилизм».
Цель: обучение приемам техники «пуантилизм» (от фр. point - точка); формирование умений наносить точки ватной палочкой (пальцем, удерживая палочку вертикально поверхности листа бумаги; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие восприятия и умения создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: эта техника основана на законе смешения, слияния цветов маленьких разноцветных точек. Точки могут быть очень мелкими, а могут быть крупными, как отдельные мазки или отпечатки (например, отпечаток ладони).
«Оттиск».
Цель: обучение приемам техники «оттиск»; формирование умений сочетать традиционную технику рисования с нетрадиционной, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны; развитие мелкой моторики пальцев рук; расширение словаря.
Описание осваиваемого приема: густо нанести кисточкой краску на контуры рисунка, затем прижать рисунок к другому листу белой бумаги и аккуратно снять, стараясь не сдвинуть. При этом на втором листе остается оттиск первоначального рисунка. Фактурно этот оттиск выглядит намного оригинальнее и выразительнее, чем первоначальный. При необходимости на оттиск наносятся детали, придающие большую выразительность.
«Кляксография».
Цель: обучение приемам техники «кляксография»; развитие зрительно-двигательной координации и зрительного контроля, воображения; накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка; формирование умения воспринимать и создавать художественный образ различными средствами выразительности.
Описание осваиваемого приема: хорошо разбавленной краской на листе бумаги ставятся кляксы, затем кистью или пальцем дорисовывается образ, который увидел в кляксе ребенок.
Задания, направленные на развитие мелкой моторики рук.