Татьяна Дунаева
Занятие по окружающему миру «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная методическая разработка написана в помощь педагогам дополнительного образования для проведения занятия с дошкольниками 5-7 лет в предметной области «Окружающий мир».
Актуальностью данного занятия является расширение представлений дошкольников о явлениях неживой природы, применение детьми полученных знаний и умений в жизни. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей с движением воды в природе с помощью схемы «Круговорот воды в природе». Особое внимание на занятии акцентируется на игровой деятельности, во время которой дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и, в итоге, делают выводы.
Публикация «Занятие по окружающему миру „Вода вокруг нас, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Автор методической разработки занимается более 13 лет педагогической деятельностью. Проводила занятие в своей группе «Всезнайки» 5-6 лет.
Структурно методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект занятия, самоанализ и литературу.
Цель занятия : создать целостное представление у детей о воде как о природном явлении.
Задачи занятия :
Образовательные задачи: познакомить обучающихся со значением воды в нашей жизни; видами существования воды в окружающей среде и понятием «круговорот воды в природе».
Развивающие задачи: развивать доказательную речь, словесно-логическое мышление, любознательность, внимание, развивать коммуникативные навыки в процессе игры.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде; умение работать в коллективе.
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: глобус, картины с изображением рек, льда, тумана, дождя, снега, инея, озера, моря, пустыни, солнышко, море; схема круговорота воды в природе; предметные картинки с сюжетами использования воды; времена года, агрегатные состояния воды, сказка “Путешествие Капельки”
ТСО: магнитофон, диск с записями: шумы дождя, грозы, журчание ручья.
Раздаточный материал: синие узкие ленты, шапочки “ капелька”.
Предварительная подготовка: чтение энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; отгадывание загадок по теме; чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге;
Ход занятия
Подготовительный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет занятие, на котором мы с вами узнаем много необычного о самом обычном. А о чём- вы поймёте из стихотворения.
Педагог читает стихотворение Н. Рыжовой “Вы слыхали о воде? “
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
П: Ребята, хочу загадать вам загадки. Внимательно послушайте и постарайтесь отгадать их. Покажите отгадку на картинке :
1. Шумит он в поле и в лесу,
И в дом не попадёт.
И никуда я не уйду,
Покуда он идёт
(Дождь.)
2. С неба-звездой, в ладошку водой.
(Снежинка.)
3. Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег.)
4. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
(Лёд.)
5. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
6. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
7. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман.)
Педагог: Чем отличаются изображения на картинках и что у них общего?
Ответы детей: Это всё вода.
Педагог обращает внимание детей на глобус.
П :А вы знаете, что такое глобус? (Ответы детей). Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля. Давайте сейчас с вами внимательно рассмотрим глобус.
Педагог: Посмотрите на глобус. Каким цветом изображена вода? Каким цветом суша? Чего больше?
Педагог быстро крутит глобус и спрашивает, какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Д: Значит, что воды больше.
П:А что вы уже знаете о воде?
Вопросы:
1) Что вы знаете про воду?
2) Какая она?
3) Кому она нужна?
4) Зачем вода растениям?
5) Как они ее получают?
6)Нужна ли вода животным?
7) Нужна ли вода человеку?
8) Что человек делает с водой?
Педагог: давайте подумаем - откуда вода в кране? (ответы детей) Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Потому что в кране – вода из реки, а в реке много воды. Она проделывает большой путь, прежде чем попадает к нам и мы сможем помыть руки. Люди строят длинный водопровод из труб. Вода попадает в эти трубы, затем её очищают, и только потом она попадает к нам в квартиры. Вода проделывает очень большой и трудный путь. Поэтому к ней нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытыми краны.
Но не только такой путь проделывает вода. Вы слышали такое слово – круговорот. Как вы думаете- что оно означает? (ответы детей). Сейчас я вас познакомлю с настоящим круговоротом. Посмотрите на схему (Приложение 1-круговорот воды в природе)- здесь показана как наша капелька воды «ходит» по кругу. (объяснение по схеме).
Рассмотрите рисунок, как из множества маленьких ручьёв образуется большая река.
Хотите сделать свою речку?
Д. и. “Как рождается речка?” (моделирование реки)
Педагог: Вот эта лента широкая - это главная река, широкая и длинная. У вас на столах узкие голубые ленты – это ручейки. Расположите их так, чтобы они впадали в большую реку.
Дети моделируют реку.
Педагог: А как попадает вода в реку? (читает сказку “Путешествие Капельки” и показывает путешествие капельки на плакате)
“Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила не одна, вместе со мной жили мои братья и сёстры. Нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я не заметил, как оторвался от своих братьев и сестёр и стал невесомым, лёгким и полетел вверх”.
Педагог разъясняет-: Когда очень жарко, вода испаряется, т. е. превращается в пар. Пар поднимается вверх.
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному. А ветер относил меня всё дальше и дальше. И на своём пути я всё чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас было уже целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Мы превратились в большую тяжёлую каплю”.
Педагог: Когда холодно пар снова превращается в капли высоко над Землёй. (Также и пар из чайника, если к нему поднести холодное стекло превращается в капли- опыт с чайником и стеклом).
“Мы уже не могли удержаться высоко над Землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где ещё побываю и что нового увижу. ”
Педагог: В виде чего выпала на Землю капля? (в виде воды)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сёстрами- каплями. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать. Что я всё время ждал- когда такой момент наступит снова”.
Педагог: Когда же наступит такой момент? (когда станет жарко).
Физкультминутка
Сейчас мы поиграем в интересную и волшебную игру.
Подвижная игра “Ходят капельки по кругу”.
Для этого нам надо превратиться в маленькие капельки дождя. (Дети надевают шапочки “капелька”.) А я буду вашей Мамой Тучкой.
- Повертелись, покружились, в капельки вы превратились.
-Детки мои, капельки, летите на Землю и напоите её водой и всех кто в ней нуждается. Ведите себя хорошо, не балуйтесь. (Звучит шум дождя, раскаты грома, журчание ручья)
Полетели капельки на Землю: Кап-кап-кап. Скучно стало им поодиночке прыгать, и потекли они маленькими ручейками (дети взялись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (дети бегут цепочкой)
Плывут капельки в большой реке. Путешествуют. Текла река и попала в океан (дети в хороводе движутся по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане. А потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются вверх и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
-Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, прохожим за воротник не лезли. Не брызгались.
-Повертелись, покружились и в детей вы превратились. И сели на места.
Вот мы с вами и показали друг другу как капелька ходит по кругу- из тучки в речу, море. Из моря-снова в тучку. Вот такой получается круговорот.
-Снимите со своих шапочек капельки и прикрепите их на схему” путешествия капельки “.(Дети прикрепляют капельки на схему “круговорот воды в природе”).
А теперь давайте подведём итог занятия. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы! А что мы делали на занятии? (ответы детей). Слушали стихи и рассказ, отгадывали загадки-
очень сложные. Надо полегче найти
Напиши несколько вопросов
“Где были капельки?” Вы сегодня узнали много нового, поумнели!
- Молодцы!
Приложение 1
Самоанализ.
Структура занятия соответствует типу занятия и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, которые активизируют познавательную активность дошкольников.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Методические приемы:
Беседа
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);
Загадки.
Сюрпризный момент. - какой?
На занятие были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
Цели и задачи, поставленные перед детьми, были достигнуты.
В ходе занятия были использованы наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Дети активно и эмоционально участвовали в обсуждениях, задавали вопросы, рассуждали, делали самостоятельно выводы. Каждый ребёнок смог себя проявить, высказать свою точку зрения, осознать: всё ли он понял о путешествии воды в природе.
Дополнили и обобщили полученные знания.
Физкультминутка детям понравилась, чувствовалась их заинтересованность, органично вписалась в тему занятия.
На мой взгляд, занятие получилось очень интересным, познавательным, целостным.
Литература:
1. Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках Ростов-на-Дону. «феникс» 2016
2. «Большая Книга Знаний», Степанов В. А., 2012г. Изд Русич. Г Смоленск
3. «Детская энциклопедия», Д. Эллиот, К. Кинг, 2006г. Изд. «Росмэн» Москва
4. «Мир вокруг нас», Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет. Методическое пособие под редакцией Н. Н. Бауковой. Изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013г. г. Ростов-на-Дону.
5. «Мир вокруг нас», географический атлас для детей, Москва 1990г.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.