марина гапоненко
Консультация для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками как средством нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №77 «Золотая рыбка»
Брянская область г. Брянск
Гапоненко М. В.
Консультация для воспитателей из опыта работы
на тему:
«Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками как средства нравственного воспитания».
Публикация «Консультация для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками как средством нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально- общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Руководствуясь сказками, мы знакомим дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решаем комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций (методами и приемами) по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками :
Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку (инсценирование - это оформление текста, закрепленного в определенной форме, не допускающего имровизации, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. Участвуя в инсценировке, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим. Так в сценическом действии происходит всестороннее гармоничное развитие личности. Ребенок приобщается к прекрасному, учится правильно его оценивать, отличать прекрасное от безобразного и всецело принимать во всей красоте, гармонии, правде и доброте. В ходе игры на сцене воспитывается и правильное отношение к труду, и такие нравственные качества, как взаимовыручка, ответственность, товарищество, справедливость.
При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Целесообразно предложить детям выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказки.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает», «Поиграем в репку», «Расскажем сказку вместе» и др.
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.
Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие).
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Прием „драматизации" отличается от инсценировки тем, что он не требует, чтобы дети строго считались с текстом, заучивали роли. У детей, несомненно, имеется потребность драматического творчества — не только разыграть, но и самим, на основе прочитанного, создать то, что разыгрывается. Драматизация — та же игра, о которой мы говорили выше, но только для детей более старшего возраста. Прочитана та или иная сказка, воспитатель предлагает разыграть отдельные сцены произведения. Немедленно распределяются роли, намечается место для сцены и наиболее необходимые вещи из обстановки. Роли не сочиняются и не пишутся. Говорить каждый будет то, что, по его мнению, необходимо сказать в данном случае данному действующему лицу. Все, таким образом, зависит от находчивости ученика, исполняющего данную роль, и от его понимания психологии героя, эпохи, в которую перенесено действие в произведении, и проч. и проч. В этом и заключается педагогическая ценность метода драматизации.
Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Использованием драматизации как приема мы привлекаем к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра – является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения. Существуют различные виды театра:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках.
Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.
С детьми шести - семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одной и той же сказке, выполненных разными художниками.
Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка - это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки. Иллюстраторы детских книг стремятся давать обложки яркие, выразительные. Для того чтобы дети заинтересовались обложкой, надо умело приучать детей наблюдать ее. Возьмем к примеру обложку художника Ю. Васнецова к книге С. Маршака "Теремок". Показывая ее детям, мы обращаем внимание, прежде всего на обложку в целом, а потом на детали: каков узор, как нарисовано заглавие, какие буквы. Дальше мы привлекаем внимание к тому, какой интересный сказочный теремок нарисовал художник, кто в этом теремочке живет.
Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста.
Все вышеперечисленные приемы мы используем в работе, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.
Существует определенная зависимость между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и поступки сказочных героев соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот.
Из этого различия восприятия сказки с моральным содержанием в зависимости от взаимоотношений детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея сказки, ее образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально - эстетическую оценку народной сказки, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов.
Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью сказки, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие сказочных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования.