Олеся Никулина
Методическая разработка к рабочей учебной программе кружка по хореографии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Методическая разработка к рабочей учебной программе кружка дополнительного образования по хореографии для детей дошкольного возраста".
Воспитатель (хореограф)
Никулина Олеся Ивановна
МБДОУ «Детский сад№93 общеразвивающего вида»
Г. Сыктвкара
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка к рабочей учебной программе кружка по хореографии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.
Ритмические упражнения под чтение стихов разовьют у ребенка чувства ритма, умение двигаться под музыку.
В главах «Упражнения на повторение движений у растений и животных», ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на заданные темы.
Материал глав «Танцы-импровизации» и «Пластические этюды на перевоплощение и чтение стихов» поможет ребенку сочинить свой собственный оригинальный танец, разовьет его воображение, научит импровизировать под музыку.
Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов
Упражнение №1.
Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он должен произносить сам.
Доктор Фостер
Отправился в Глостер
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал!
Упражнение №2.
Это упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря: Прохлопай руками 7 раз
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет,
И жалобно плачет,- Протопайте ногами 7 раз
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере. Пройдите вперед на 4 шага
Ботинок для правой ноги. Прохлопайте руками 3 раза
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый, Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри- береги! Прохлопайте руками 3 раза
Упражнения на повторение «движений» растений
Упражнение №1. Дерево
Давай немного пофантазируем. Представь, что ты – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуй изобразить, как дерево живет.
В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону
Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее.
Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле.
И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.
Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зеленый росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения №2. Роза
А теперь давай перенесемся в сказочную Страну цветов. Посмотри, сколько вокруг прекрасных цветов! Выбери один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуй изобразить, что с ней происходит.
Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти.
Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.
Он тянется все выше и выше – и вот
уже перед нами огромный розовый бутон.
И наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки, словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза, какой у нее характер. Оживи свой цветок!
- Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок!
Я - самая прекрасная Роза на земле,
мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!
- Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть… Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!
Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.
Упражнения на повторение движений животных
Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома.
Какие же пластичные движения свойственны кошке?
Представь себе какую-нибудь кошку, которую ты видел или знаешь.
А теперь вспомни, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину.
Пройдись как кошка!
Вспомни, как кошка умывается, вылизывая себя языком, как чешет себя за ушком. Вспоминая, попробуй делать те же движения, что и она.
Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать.
Посмотри, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто хорошее настроение.
Изобрази движениями, как кошка лезет в дырку в заборе.
Пройдись на четырех лапах.
Придумай и сыграй сценку – этюд.
Кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Вначале подумай, какая это будет кошка: дикая или домашняя, взрослая или котенок. Какой она породы? Какого она цвета? Какой у нее характер? Что она собирается делать? Может, она только что поела и хочет поиграть? А, может она голодная и вышла на охоту? Фантазируй и у тебя получится очень интересная игра!
Упражнение №2. Лягушка
Этот представитель животного мира также должен быть хорошо знаком. Основными движениями у лягушки являются прыжки. А вот что может получиться, если движения лягушки перевести на язык пластики.
Так лягушка сидит.
Повтори ее позу.
Прыгай вперед, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами!
Представь, что лягушка плывет,
и повтори ее движения.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представь, что на болоте, где живет наш воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать-петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Сидя в том же положении, поработай ногами
Поднимай руки попеременно
вверх-вниз.
Теперь, опираясь на руки, подпрыгни.
Упражнение №3. Лебедь
Ну конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей.
Главное в пластическом изображении лебедя – это руки
Плавно поднимай и опускай руки.
Поднимись на носки и продолжай движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Представь, что это тебя злой волшебник превратил в лебедя.
Придумай и сыграй сценку-этюд.
Голову слегка наклони, а одну руку выведи вперед.
Какие у тебя будут движения? Какой танец?
Танцы-импровизации
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно - это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.
Кроме музыки в создании танца могут помочь разли-
чные вещи.
Возьми веер и попробуй вообразить себя сказочной
Восточной принцессой и исполнить танец с веером.
Если у тебя есть зонтик,
можно вообразить, что
ты танцуешь под дождем
по мокрой мостовой
танец с зонтиком.
А какие еще у тебя есть вещи, с которыми ты можешь танцевать? Может, это платок или шарф? А может, это твой любимый мишка или кукла? Фантазируй смелее, слушай музыку, и у тебя получится только твой танец!
Пластические этюды под чтение стихов
Выразительно читая стихотворение, попробуй выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.
Этюд №1. Считалочка
Вышли мыши как-то раз Осторожно иди на цыпочках
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре. Похлопай 4 раза в ладоши
Мыши дернули за гири. Подними и опусти руку
Вдруг раздался страшный звон. Присядь, закрыв уши,
Убежали мышки вон! Убегай
Этюд №3. Бабочка
Меня напрасно осуждают, Выбеги вперед, взмахни
Что я танцую без конца. руками, словно крылышками
Пою, кружусь я и порхаю, Покружись в одну сторону
Чтоб людям радовать сердца. Покружись в другую сторону
А мир так весел и прекрасен, Делай подскоки по кругу вправо
В нем звон ручьев и леса шум. руки свободно «летают»
И как же должен быть несчастен, Делай подскоки по кругу в
Кто вечно мрачен и угрюм! другую сторону
Пластические этюды на перевоплощение
Посмотри внимательно на животных, которые здесь нарисованы. Не правда ли, интересно «поиграть» в кого-нибудь из них. Попробуй под музыку двигаться, как тигр, обезьяна, орел, цапля, собака.
Используемая литература
1. БарышниковаТ. Азбука хореографии. – М. : Рольф, 2000
2. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных. – М. : Издательство Эксмо, 2003
3. Веденеева И. В. Будь молодой и грациозной. – М. : 1986.
4. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1,М. ;Музгиз, 1963, 1972, 1979.
5. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М. : Издательство «Гном-Пресс», 1998