Приложение МААМ

Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Надежда Ясырева
Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья.

«Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Ясырева Надежда Ивановна

МБДОУ «Савинский детский сад «Созвездие»

С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.

Публикация «Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности

В условиях современного общества, когда технологические процессы - компьютеризация, внедрение новейших технологических разработок стремительно входят в нашу жизнь, дошкольников, особенно старшего возраста, необходимо обучать мыслить логично, то есть мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих суждениях, уметь вскрывать логические действия, изучать такое важное понятие как «алгоритм», умение оперировать понятиями и символикой, представлять условия и решение задачи в различных видах, в том числе схемах, изучать условные выражения и обозначения

Существует мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро, красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми и быть понятыми. А значит, развитие логики дошкольников можно считать одной из актуальных проблем современного образования.

«Логика» происходит от греческого Logos – слово, понятие, рассуждение, разум – наука о законах и формах, методах формализации содержательных теорий.

В исследованиях учёных – Л. А. Венгера, Т. В. Лаврентьева, В. П. Зинченко, А. В. Запорожца, Н. И. Непомнящей, О. М. Дьяченко, Л. А. Каменевой, Л. М. Маневцовой и др. – доказано, что в дошкольном образовании важную функцию выполняет моделирование, оно является основой для анализа новых умений и переноса их в другие виды деятельности.

Как показывает практика, на сегодняшний день недостаточно представлено материала по развитию у детей – дошкольников логических действий. В связи с этим я считаю, что целенаправленное использование метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников активизирует не только познавательную деятельность детей, но и способствует активному развитию у них логического мышления, а на эти качества может опираться музыкальное образование.

Метод моделирования вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей.

Известно, что в усвоении любой информации важную роль играет восприятие. Поэтому надо помочь дошкольнику услышать музыку, понять её, запомнить. Главное, - ребёнок должен сам желать освоить музыкальную деятельность, а педагог призван помочь ему в овладении ею.

Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки : восприятие музыкального произведения – музыкальные впечатления от прослушанной музыки – понимание, осмысление эмоционально- образного содержания произведения – повторное восприятие музыки. При первом прослушании музыки предусматривается целостное восприятие произведения и осмысление его общего эмоционально- образного содержания. И лишь при повторном слушании музыки я обращается внимание детей не только на художественное воплощение музыкального образа, но и отдельные средства музыкальной выразительности, помогающие воплотить этот образ в музыке.

Осуществить это помогает метод моделирования.

Можно использовать различные виды моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.

В программе «Камертон» прослеживается логика приобщения детей к слушанию музыки в предлагаемом репертуаре. Например, на четвёртой ступени дети слушают музыкальные пьесы, в которых музыкальный образ дан без развития. На пятой ступени- музыкальный образ в развитии. На шестой ступени дети слушают музыку, в которой довольно чётко можно различать взаимодействие двух контрастных музыкальных образов. На последней ступени дети воспринимают музыкальные пьесы, в которых присутствует 2-3 контрастных музыкальных образа. Э. П. Костина отмечает, что данная логика ознакомления детей с музыкальными произведениями обеспечивает успех в развитии их музыкальности, познавательных процессов, детского воображения, а это уже высокий качественный уровень.

На четвёртой ступени мы используем музыкальные кубики, моделирующие различные настроения, при ознакомлении с музыкой Л. Бетховена «Весело - грустно». Дети рассматривают кубики и рассказывают, какую музыку можно было бы послушать, выражая это настроение. Затем я исполняю «Весело - грустно» Л. Бетховена, а дети после эмоционального восприятия говорят о настроениях в этом музыкальном произведении.

Для восприятия музыки А. Гречанинова «Котик заболел», «Котик выздоровел» и музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» дети пятой ступени музыкально развития используют музыкальные кубики с контрастными цветами граней.

Аналогичный кубик с изображением разных характеров персонажей используется при восприятии музыки Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

Для восприятия симфонической музыки используем музыкально- дидактическую игру «Симфонический оркестр» и карточками, изображающими музыкантов с музыкальными инструментами, исполняющими свои партии. Они помогают детям воспринимать детям музыку образов музыкального произведения, например, «Петя и волк» С. Прокофьева.

В музыкальной деятельности тоже активно использую метод моделирования. Паровозик с вагонами, в окошках которых появляются мама, бабушка, папа, дедушка, разные животные и игрушки помогают детям младшей группы воспринимать и исполнять песни.

Одной из задач в разделе «Пение» является формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Закрепить правильное положение губ при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке или в восходящем и нисходящем порядке. В этом мне помогают карточки с напечатанными крупным шрифтом гласными звуками (показать) и стихотворение, которое так и называется «Гласные» :

Для увеличения объема дыхания проговариваем предложения, различные по длительности (изготовлены карточки для воспитателей) Дети повторяют за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения дыхание брать нельзя. Н. п. упражнение «Едем в гости» (модель Картушиной М. Ю.)

Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домик с окошком, в котором висит занавеска, лодка с парусом из лёгкой ткани или свеча с «огнем» из красной капроновой ленты (со звуком «ду-у-у» или «ту-у-у») Упражнение «Свеча».

Дыхательные упражнения»Большой и маленький ёжик»-дети на вдохе тянутся вверх, на выдохе садятся на корточки и произносят «фрр».

Упражнения «Насосы»,»Большой и маленький человечек» дети выполняют всегда с радостью и желанием.

Различные графические изображения (длинные и короткие полоски)

«Тень, тень, потетень»,«Сорока», «Андрей-воробей», любая песня

Наклейки, вырезанные картинки, открытки и т. п. для поощрения детей за правильное пение.

Дидактическое пособие «Тучка» (показ направления мелодии указкой)

Всем известное пособие «Бубенчики»

Пособие «Лесенка» (игрушки и раздаточный материал)

Наглядные пособия с движущимися деталями

Пособие «Птички на дереве»

«Птички на проводах»

Различные игрушки и подручные средства, например: щётка, мячик, кукла, кубик и т. п. Таким образом, можно придумать массу разных вариантов (дети под музыку передают друг другу предмет, аналогично игре с «Музыкальным кубиком», у кого предмет остановился, тот исполняет песенку или скороговорку)

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Моделирование на фланелеграфе сюжетов песен

Пособие «Ладошки и ножки»

Динамические карточки (педагог показывает карточки с полярными динамическими оттенками, а дети проговаривают или пропевают знакомые потешки, песенки, упражнения)

Озвучивание картин (известные репродукции или подобранные картинки, дети выполняют звукоподражания, любые напевы)

• Раздаточный материал для пропевания гласных звуков «А-Э-И-О-У»

• И конечно же нельзя упускать такую важную область в работе с детьми как-Работа над развитием ритма.

На своих занятиях использую любой стучащий, звенящий материал.

Упражнение "Тук-тук»-берём в руки две деревянные палочки, ложки:

Проговариваем слова "Тук, тук, тук, тук. Это что за звук? Эй, ребята, это стук. Тук, тук, тук, тук.» Длинные звуки можно стучать палочками об пол, короткие друг –палочками вверху.

Затем можно предложить каждому из участников игры простучать свой ритм. А другие дети повторяют.

Прохлопать ритмический рисунок знакомой песенки и т. д

С набором различных методов и приёмов, комплектом дидактических игр и пособий, используя в практической деятельности информационно-коммуникационные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и, музыку в целом!

Публикации по теме:

«Линейный календарь» как метод совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ Инновационное пособие «Детский линейный календарь» - специальный дидактический материал, создается ежедневно систематически в совместной.

Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речиОбучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи "Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи". Цель - обучение детей способам наглядного.

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возрастаИспользование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности для млалшего дошкольного возраста Метод проектов в занятии с дошкольниками сейчас – это оптимальный, современный и многообещающий метод, который должен занять свое достойное.

Опыт работы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности» Автор: Разуваева Наталья Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Образовательный проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности» Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Профессионально-педагогическое кредо «Самое.

Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 января 2019 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ясырева (УИ 190908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД