Светлана Киселева
Опыт работы «Метеостанция в детском саду: наблюдаем, играем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка
г. Балаково Саратовской области
«Метеостанция в детском саду – наблюдаем, играем».
Подготовила : Киселева Светлана Николаевна,
воспитатель
2018г.
«Метеостанция в детском саду – наблюдаем, играем».
Публикация «Опыт работы „Метеостанция в детском саду: наблюдаем, играем“» размещена в разделах
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
слайд 2
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка).
Слайд 3
Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
слайд 4
Педагоги ставят перед собой задачи
- заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
Слайд 5
На территории нашего ДОУ была создана «метеоплощадка».
Метеоплощадка выполнена компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.
Слайд 6
Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес
Какое оборудование должно быть:
слайд 7
Оборудование детской метеостанции :
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе»
Термометр - Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.
Слайд 8
Флюгер - позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Слайд 9
Дождемер - служит для измерения количества осадков.
Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова
Слайд 10
Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу
Слайд 11
- ежедневно дети групп старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
Слайд 12
- определяют температуру воздуха;
- измеряют количество осадков с помощью дождемера;
- с помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.
Слайд 13
- работа продолжается не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, разучивают стихи, игры, песенки, проводят опыты.
- делают прогноз погоды на текущий день.
Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Один из путей повышения эффективности этого образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Слайд 14
Это в первую очередь:
Беседы «Удивительное вокруг». «Как ы можем помочь природе?» Рекомендации по проведению таких бесед:
- беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.
- беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей.
- при проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.
Наблюдения в природе
Систематическое
использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Книга народных примет работа по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если - отобрать приметы, доступные восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста, Следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать. Например, «Ласточки летают низко – к дождю», «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться», «Птицы хохлятся – к ненастью»; - важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение, любование ими.
Опыты-эксперименты познакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения — обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.
Чтение художественной литературы В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.
Дидактические игры экологического содержания развивают кругозор, кроме того позволяют формировать представления об окружающем мире природы: взаимосвязи живого и неживого, многообразии форм жизни, нормах и правилах поведения в природе.
«Что будет если….?» закрепить и систематизировать представления детей о взаимосвязи всех компонентов в природе. Развивать познавательные способности, умение рассуждать, делать выводы.
«Что произойдет?» - если не будет солнца, не будет тепла и света. Без тепла и света не могут расти растения, без растений не могут жить животные и т. д.
«Кому нужна вода?» способствовать развитию представлений о роле воды в природе, ее ценности для всего живого. Учить рациональному пользованию воды в повседневной жизни. Закрепить представления о факторах загрязнения воды.
«Цветочные часы» дать представления о том, что растения открывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определить время; упражнять детей в арифметических действиях.
Сюжетно-ролевые игры Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром.
Слушанье музыки Дети должны слушать красивую музыку. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.
Метеостанция в нашем ДОУ — это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.
Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
Слайд 15