Наталья Чапайкина
Опыт работы «Экопластика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Экопластика - вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).
Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняешь или создаешь по своему желанию, как хочешь или как можешь. Но любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленьких мастеров. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства. В конструировании из природного материала ребенок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником – природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.
Публикация «Опыт работы „Экопластика в детском саду“» размещена в разделах
На начальном этапе работы с природным материалом предлагаем детям поиграть в ассоциации. Раскладываю вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или привезенные из леса, и начинаем фантазировать. Предлагаю внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает: облако, конфету, кошку или что-то другое. Затем показываю детям один камешек в разных ракурсах и удивляемся тому, как меняется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так – на телефон, а если перевернуть – вылитая лягушка. В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Через некоторое время пробуем перейти к играм другого плана. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования – составление целого из частей (это базовая интеллектуальная способность и основа воображения). Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможность поупражнять детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Для старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинаций (или принципов, по которым строится узор: чередование элементов по форме, по величине, декору. Постепенно усложняйте алгоритм. Пусть дети пробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях.
Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, сувениры, панно, закладки. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы не только легко и быстро придумываются, но и создаются: дерево, ежик, мышка, рыбка. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Из листочков легко и просто делать пейзажи. Очертания любого листа напоминают крону дерева: лист каштана – пальма, лист ивы – пирамидальный тополь, дубовый листок – сам могучий дуб. Если подобрать красивые листочки и просто приклеить их в ряд, получится красивый лес. С таким лесом справятся даже трехлетние малыши. Дети постарше смогут усложнить композицию: часть листочков наложат один на другой, будто деревья заслоняют друг друга; изобразят высокие деревья и низкие кусты. Аппликация из листочков хороша тем, что она развивает пространственное мышление и очень быстро научает предвосхищать результат.
Процесс изготовления из природного материала поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Я со своими детьми подготовительной группы провела занятие – конструирование по экопластике. Тема: «Как мы ВМЕСТЕ создали 3D композицию». Задачи были поставлены следующие:
Продолжать знакомить детей с экопластикой;
Вызвать интерес к конструированию коллективных 3D – композиций;
Содействовать формированию опыта сотрудничества и сотворчества;
Расширять опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов;
Воспитывать коммуникативные качества, поддерживать желание привносить красоту и уют в пространство детского сада.
В результате нашей совместной работы вот что у нас получилось.