Дарья Кобозева
Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы:
«Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлении»
воспитатель Кобозева Д. Н.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Публикация «Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используются дидактические игры с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры математического содержания.
Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием общей образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно может быть включена в занятия, являясь средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала, а также использоваться при организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка.
Все дидактические игры математического содержания можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентировки в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры на логическое мышление
5. Игры на ориентировку во времени.
Применение дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Дидактические игры оправдывают себя также в решении задач индивидуальной работы с детьми и в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений
Особое место в развитии интеллектуальных способностей у дошкольников, формировании математических представлений занимали разнообразные дидактические игры. Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников – это игры Б. Н. Никитина, В. В. Воскобовича, Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера. Они помогают обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в этих дидактических играх закреплялись полученные знания и умения; развивались восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр также широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствуют тому, что непосредственно образовательная деятельность проходила в веселой, занимательной и доступной форме.
Так, дидактические игры «Точечки», «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Танграмм», «Внимание», «Чудо-ковёр» и др. – знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность, упражняют ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.
Предлагаются пособия с таким игровым заданием, как например, «Сколько детей спряталось у папы под плащом?», «Сколько зайцев за забором?», «Найди отличия» - мы побуждали детей думать, рассуждать, анализировать, давать правильные умозаключения; в играх типа «Лабиринт» - дети учились «читать» знаки-символы, развивают практически-действенное мышление, умение контролировать внимание, самоконтроль; игры с использованием пособия «Соберем чемоданчик», «Подбери фигуры», «Какая фигура пропущена», развивали у детей умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, учили осуществлять зрительно-мыслительный анализ, развивали ориентировку в пространстве, внимание; логическое мышление и т. д.
Исходя из сказанного, хотелось бы остановиться на следующих рекомендациях по использованию дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность, эмоциональность.
Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.
Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки.
Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не "подыгрывать" детям.
Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи.
Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи.
Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц).
Привлечение родителей (памятки, рекомендации, анкеты).
Таким образом, дидактические игры математического содержания разнообразны по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Практическое задание:
Дидактические игры.
1. «Путаница» - внимание, логическое мышление.
Раскладываются цифры на столе (или доске). Дети закрывают глаза, цифры меняются местами. Дети находят изменения и возвращают цифры на свои места.
2. «Чудесный мешочек» - упражнять в счете.
В мешочке 2-3 вида мелких игрушек.
Ведущий выбирает кого-то из детей водящего и просит отсчитать столько предметов, сколько кружочков на карточке (или сколько ударов в бубен).
3. «Скажи, наоборот» (с мячом). - «Широкая – узкая» и т. д. называют при кидании мяча друг другу.
4. Игра «Шире-длиннее»