Папки-передвижки

Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников

Василина Васильевна Томилова
Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников
▼ Скачать +Заказ

«Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников».

МКДОУ – детский сад Лучик, подготовила воспитатель первой квалификационной категории Осипова Василина Васильевна.

Публикация «Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников» размещена в разделах

Слайд 1. Обучение малышей-дошкольников азам математики — задача не из лёгких. Усвоение понятий точной науки требует определённых знаний абстрактного, образного характера. И наиболее эффективным способом соединить образ и конкретику цифр, фигур, законов позволяет такой дидактический приём, как математическая сказка.

Для ребёнка-дошкольника сказка, особенно дорога. А математическая сказка может стать ещё и отличным инструментом обучения. В таких сказках герои встречают магические цифры и невероятные геометрические фигуры. Благодаря добрым поступкам и чародейству у ребёнка складывается представление о времени, количестве, форме и прочих математических понятиях. Поэтому я считаю, что математические сказки — не средство запоминания информации, а способ успешного постижения азов науки.

Слайд 2. Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории. Героями таких историй могут быть цифры; геометрические фигуры; обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы малыши включаются в решение математических задач; учатся рассуждать; определяют причинно-следственные связи; мыслят логически; аргументировано доказывают свою точку зрения. Это достигается за счёт того, что ребёнок входит в образ для решения той или иной задачи; ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т. д.

Слайд 3 Цели и задачи математических сказок на разных этапах обучения дошкольников.

В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах и знакомства с цифрами (например, история о трё х братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге).

В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах (например, знакомство с эталонными мерами с помощью человечков Сантиметров, которые, взявшись за руки, создали Метр).

А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам). Если говорит о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе; обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли; обратить внимание на некоторые аспекты речевой работы с ребёнком.

Слайд 4 В своей работе с детьми по формированию элементарных математических представлений, я использую математические сказки. Математические сказки для детей дошкольного возраста – это сюжетные истории с элементами формирования у детей математических представлений. Их можно использовать с целью усвоения и закрепления знаний у детей дошкольного возраста.

Предпочтительно, использовать сказки в старшем дошкольном возрасте, но и в зависимости от цели и программных задач в данном возрасте. Но я математические сказки, как элемент, использую и со своими малышами.

Дети с удовольствием слушают математические сказки, отвечают на вопросы, рассуждают, делают определённые выводы и заключения. Математические сказки можно использовать, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Как в детском саду, так и дома.

Для родителей я предлагаю варианты математических сказок, смотря у кого, что необходимо закрепить дома.

Слайд 5 При изучении математических сказок я тываю необходимо учитывать:

– возраст детей;

– уровень подготовки детей;

– режим дня (предпочтительно, использовать сказки в первой половине дня);

– эмоциональное состояние детей;

– дозировку математических сказок (если их будет очень много и они будут очень большие по объёму, детям будет просто неинтересно их слушать).

Слайд 6 Вариант игры № 1

Вашему вниманию предоставляются математические сказки, которые можно использовать, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Истории с вымышленными героями, попадающими в невероятные ситуации, связанные с математикой, можно придумывать самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми сюжетами.

Слайд 7 Вариант игры №2

Дети 3-4 лет, как показывает практика, дети очень хорошо воспринимают короткие сказки, объединённые общим сюжетом. На занятиях можно отрабатывать 1– 2 истории:

- читаем вслух;

- отвечаем на вопросы о персонажах;

- пробуем рисовать иллюстрации.

Слайд 8 Вариант игры № 3

Математическими сказками можно разнообразить занятия с малышом. Эти забавные и поучительные истории, решая задачи математического образования, также помогают в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям прививаются понятия о чувстве долга, понятиях добра и зла на доступных в этом возрасте языке образов и характере ситуаций.

«Подснежники».

На одной лужайке росло семь подснежников. Пригрело солнышко и из – под снега вылезло ещё трое. Шла девочка Маша и увидела на лужайке подснежники. Сорвала пять подснежников и побежала домой.

Вопросы:

Сколько всего подснежников росло на лужайке?

Сколько сорвала Маша?

Сколько подснежников осталось на лужайке?

«Вчера, сегодня, завтра».

Вчера Олег ходил в музей на выставку. Завтра он пойдёт на день рождения, а послезавтра у него тренировка.

Когда Олег ходил в музей?

Когда у Олега тренировка?

Куда он пойдёт завтра?

«Аня и Яна».

Однажды Аня и Яна пошли в лес. В лесу они нашли много ягод. Сложили они ягоды в одну корзину, и пошли домой.

1. Сколько ягод девочки нашли в лесу?

2. Сколько корзин у них было?

«Бабочка».

Вдали Ваня увидел красивую бабочку. Совсем близко от него стоял сачок. Схватил Ваня сачок хотел было бабочку поймать, да видит, бабочка раз и улетела.

Где Ваня увидел бабочку?

Где находился сачок?

Классификация.

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным, а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть театрализованные; иллюстрированные или без картинок; стихотворные или в прозе.

Нельзя сказать, какая форма предпочтительнее для дошкольников разного возраста — всё зависит от содержания и тех целей, которые конкретной сказкой реализуются.

в средней группе, форма должна быть иллюстрированной, чтобы дети соотносили образ с понятием (например, прямая разноцветная, каждый отрезок определённого цвета). А вот при знакомстве с цифрами от 0 до 10 в младшей группе, особенно при разъяснении значения нуля, можно применить театрализованную форму (когда ребята играют роли цифр и по сюжету в конце должны выстроиться по порядку, а затем вместе с нулём составить десятки и сотню).

Наталья Яковлевна Большунова, доктор психологических наук, которая занимается разработкой современной концепции образования дошкольников, театрализованные сказки разделила на собственно интерактивные и экспериментальные. Что касается последних, то в них дети для получения представления о тех или иных явлениях должны собственноручно провести опыт. Так, например, в сказке о размерах (большой-маленький, узкий-широкий, малышам предлагается самим понять и объяснить, почему широкая машинка не может проехать в высокие, но узкие ворота.

Как работать со сказками для детей дошкольного возраста?

Татьяна Андреевна Шорыгина, автор серии математических сказок «Путешествие в Цифроград» («Первая математическая сказка» для детей 5–6 лет и «Вторая математическая сказка» для детей 6–7 лет, предлагает целый ряд занимательных историй, объединённый общим сюжетом — путешествием в город цифр. Для работы с такими сказками можно применять и индивидуальные, и групповые методы работы, то есть заниматься и дома, и в детском садике. Это может быть совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы. Некоторые истории можно представить в виде театрализованного представления. Что касается несвязанных общим сюжетом сказок, то работа с ними может быть в качестве разминки (например, стихотворные загадки о цифрах или простейших вычислениях); в виде интерактивного проекта (например, использование мультимедийного оборудования — проектора — для решения задач, которые Баба-Яга задаёт Ивану-Царевичу в обмен на снятие проклятия с прекрасной Принцессы);

коротких сценок; поиска карточек с подходящим рисунком (если взрослый читает сказку, иллюстрации к которой перепутаны, а ребёнку нужно восстановить правильный порядок, заодно и увидеть системность тех или иных понятий, например, собрать матрёшку из таких величин, как секунда, минута, час, сутки).

Для того чтобы проверить, насколько малыш усвоил то или иное математическое действие, можно попросить его нарисовать иллюстрацию к сказке и ответить на вопросы. Например, после работы со сказкой о Большой Матрёшке, которую зовут Сутки, растерявшей своих деток (Час, Минуту и Секунду) задание можно сформулировать так: Нарисуй героев сказки по старшинству, сначала Маму, потом старшего брата и младших сестёр (при этом не стоит уточнять имена детей, чтобы маленькие ученики повторили порядок величин, измеряющих время). Как ты думаешь, в этой семье Матрёшек можно обойтись без какого-то одного представителя? Назови членов семьи Матрёшек по старшинству, от самого младшего до старшего. Кстати, вопросы могут быть как репродуктивного — кто главный герой, так и проблемного характера — о каком явлении шла речь, как оно применяется в жизни).

Картотека сказок

Истории с вымышленными героями, попадающими в невероятные ситуации, связанные с математикой, можно придумывать самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми сюжетами.

Для детей 3–4 лет.

Как показывает практика, дети очень хорошо воспринимают короткие сказки, объединённые общим сюжетом. На занятиях можно отрабатывать 1– 2 истории:

читаем вслух;

отвечаем на вопросы о персонажах;

пробуем рисовать иллюстрации.

Длинный– короткий

Цели: познакомить детей с начальными понятиями измерения расстояния, развивать навыки сравнения, тренировать образное мышление, речь, воспитывать навыки работы в группе (если речь идёт о групповом занятии).

Задачи: показать на примере разницу между понятиями «длинный-короткий», «долго-быстро» и их взаимосвязи в отношении измерения расстояний между объектами, развивать логический подход к решению практических примеров (выбора короткого пути к тому или иному объекту).

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтомуи прозвали её Нюсенькой. Однажды мама сказала своим дочерям : «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у неё завтра День рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдёте». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчёлы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», — сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой. Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с Днём рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоём сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня всё сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

Плоский и объёмный

Цели: познакомить ребят с понятиями объёма, развивать навыки сравнения объектов, тренировать логическое и образное мышление, речь, воспитывать навык работы в группе.

Задачи: показать на примере кома теста разницу между объёмным и плоским, тренировать умение классифицировать окружающие предметы по этому признаку, дополнять ответы товарищей.

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами. На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объёмное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объёмное. Все что можно обнять, называется объёмное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой, и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок — плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите плоское, а что объёмное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковёр. Объё мное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объёмные и плоские предметы?

Для работы с ребятами разного возраста полезно ознакомиться с методическими разработками педагогов и психологов, специализирующихся на применении математических сказок в практике обучения дошколят.

Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград: Первая математическая сказка, — М. : Сфера, 2012.

Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград: Вторая математическая сказка, — М. : Сфера, 2012.

Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 39–43

Любичева Р. Ф., Мухамедьянова Р. Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. — № 6. – С. 32–36.

Костикова Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад : Теория и практика. 2012. №1. С. 96 – 100.

Математическими сказками можно разнообразить занятия с малышом. Эти забавные и поучительные истории, решая задачи математического образования, также помогают в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям прививаются понятия о чувстве долга, понятиях добра и зла на доступных в этом возрасте языке образов и характере ситуаций.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников Самоанализ работы над темой: «Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников» воспитатель МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка», Тарара.

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей Бондаренко Наталья Михайловна Должность: воспитатель, 1 категория Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №3» Населенный пункт: г. Михайловск,.

Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Значение предметно-развивающей среды в развитии связной речи у младших дошкольников 1 слайд. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 г. Дата Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Разработка и оформление дидактических.

Малые фольклорные формы в развитии речи младших дошкольников Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это.

Мастер-класс «Игровой набор «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии дошкольников» Дары Фрёбеля в познавательном развитии Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной.

Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку,.

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчестваКонсультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества Статья Учимся играть у Джанни Родари «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин. Многим, очень многим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2018 в 10:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Василина Васильевна Томилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД