Валентина Татаринова
Мастер-класс для педагогов по использованию игровых приемов для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД
Тема выступления: «Мастер – класс по использованию игровых приемов для развития связной речи»
Дата: 21.12.2022г.
Выступающий: В. М. Татаринова
Вступительное слово:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер – классе.
2 СЛАЙД
Публикация «Мастер-класс для педагогов по использованию игровых приемов для развития связной речи» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2023
- Сегодня, я представлю вам приемы использования мнемотехники для развития связной речи детей. Так как ведущий вид деятельности дошкольников – игра, я предлагаю вам включиться в игру. Мы с вами пройдем квест. На доске зашифрован шифр. Карточки которого, я буду открывать по мере прохождения задания.
3 СЛАЙД
Дидактическая игра «Одень девочек»
- Для первой игры, я приглашаю вас подойти к столу. Здесь, у меня две девчонки – Таня и Тоня. Первое задание будет заключаться в том, что нужно нарядить девочек в зимнюю и летнюю одежду. Отберите нужную одежду для девочек.
(Выполнение задания педагогами)
Во время выполнения задания, на слайд выносится алгоритм одевания летней и зимней одежды.
4 СЛАЙД
- А теперь, внимание на слайд. Проговорить алгоритм одевания одежды нам поможет мнемо – дорожка.
Совместное проговаривание алгоритма. Затем, попросить одного из педагога проговорить правильный алгоритм одевания одной из девочек, опираясь на схему.
(Ответы педагогов)
- Спасибо за ответ, у вас получились хорошие распространенные предложения.
- Такие алгоритмы – схемы, помогают детям сориентироваться и составить длинное предложение. А для детей, которые легко осваивают материал, можно подключать еще слова - прилагательные. Например, красивая шубка, теплая шапка и т. д. И тогда, наши предложения получатся еще более распространенные.
- С первым заданием, вы хорошо справились. И я открываю первую карточку.
5 СЛАЙД
Игра «Поезд»
- Следующую игру, которую я вам представлю, называется «Поезд».
- Вот у нас машинист и вагоны. А в вагонах сидят пассажиры. Мы составляем такие предложения, пассажирами которых являются животные, птицы и их детеныши. Предложения получаются такие. Например, в красном вагоне едут медведь с медвежонком. В синем вагоне едут… Можно составлять сложносочиненные предложения. В красном вагоне едут медведь с медвежонком, а в синем вагоне ….
- Замечательно. Получились хорошие предложения. Я открываю еще одну карточку.
6 СЛАЙД
«Пальчиковая гимнастика»
- Следующий вариант использования мнемотехники – это мнемотаблица.
- Ее можно использовать, для заучивания пальчиковой гимнастики.
7 СЛАЙД
- Попробуем воспроизвести текст с помощью мнемотаблицы.
(Проговаривание вместе с педагогами)
- Такие схемы, помогают детям легче запомнить материал, а потом воспроизвести на играх без помощи схем.
- Молодцы, справились. Открываем еще одну карточку.
8 СЛАЙД
- И еще одна гимнастика, но не в виде мнемотаблицы, а в виде мнемодорожки.
- Давайте, проговорим ее вместе.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста!
- Молодцы!
9 СЛАЙД
Заучивание стихотворения «Снегири».
- А так же, мнемотехника используется для заучивания стихотворений
- Смотрим на представленные иллюстрации и повторяем за мной слова.
Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Распушили перышки
Греются на солнышке
Головой вертят, улететь хотят.
- Давайте, попробуем воспроизвести стихотворение.
(Воспроизведение с педагогами)
- Молодцы, справились!
- Когда дети несколько раз проиграют, они уже воспроизводят текст стихотворения без запинок, знают хорошо.
- Мнемотехника хорошо помогает заучить стихотворение. Детям очень нравится.
10 СЛАЙД
«Составление описательных рассказов»
- Еще один вариант использования мнемотехники – это составление описательных рассказов.
- На занятии с детьми можно составлять описательный рассказ по теме «Лиса».
- Сначала, задаются наводящие вопросы, на которые дети отвечают по картинке.
- Это кто? (Лиса)
- Она какая? (Рыжая, хитрая)
- Какая мордочка у лисы? (Острая мордочка)
- А хвост? (Пушистый)
- Сколько лап у лисы? (Четыре)
- Они какие? (Длинные, быстрые)
- Кто у лисы есть? (Лисята)
- А где же лиса живет? (В норе)
- Подбираем материал из предметных картинок и получатся такая мнемо-дорожка, по которой воспроизводим текст.
- Давайте, воспроизведем то, что получилось.
(Воспроизведение текста с педагогами)
- Получился замечательный рассказ. Открываю еще одну карточку.
11 СЛАЙД
- Еще один вариант использования описательных рассказов, можно с ребятами организовать по теме «Овощи». Но здесь нужно самим составить мнемотаблицу. Раздается такой каркас для заполнения. Дана мнемотаблица. Сначала, мы проговариваем
-цвет
-форма
- какой на вкус (если кислый, можно изобразить лимон, если сладкий - конфету, если хрустит, то можно изобразить снежинку, и обязательно проговорить с детьми, что хрустит, как снег зимой
- как растет
- нужно ли чистить, чем покрыт (если чистится, можно нарисовать кожуру, если нет – то перечеркнутый нож)
- что можно приготовить (банка – соления, кастрюля – суп, сковороду - тушить).
- Сейчас, попрошу подойти по одному участнику от возрастной группы, для выбора овоща, который будете изображать.
- А потом поменяемся, посмотрим, угадаете ли вы по описанию, какой овощ зашифрован.
- Берем карандаши и приступаем к работе.
(Выполнение задания)
- А, сейчас, давайте попробуем разгадать, какой овощ у вас зашифрован
- Все карточки у нас открылись. Получилась мнемодорожка из цифр номера телефона. На этот номер телефона, вы можете оставить отзыв о нашем мастер – классе. В ответ, я вам вышлю куаркод, по которому вы можете скачать памятки, рекомендации, дополнительные материалы по теме «Мнемотехники».
- По готовым опорным схемам, мы можем составить подробный описательный рассказ. Использование игр на основе мнемотехники помогает нам с легкостью запомнить текст, воспитывать интерес к заучиванию стихотворений, потешек. Благотворно влияет на развитие связной речи детей в целом.
- Скажите, пожалуйста, а где еще можно использовать в вашей работе мнемотехнику? (Ответы педагогов).
- Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. Я поделилась с вами игровыми приемами для развития связной речи детей.