Анна Кузнецова
Информационно-практико-ориентированный проект «Маленькая страна под названием «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
База исследования проекта : вторая младшая группа № 11.
Сроки реализации проекта : октябрь-апрель 2024-2025 гг.
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : познавательно-творческий.
Актуальность проекта : Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Маленькая страна под названием „Семья“» размещена в разделах
Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах детской психологии и педагогики все меньше занимаются воспитанием детей, и дети все больше чувствуют дефицит общения. Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а также делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребенка.
Новизна проекта : В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Цель проекта : формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через взаимодействие с членами семьи и получения совместного конечного творческого продукта.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Обогатить представления детей о своей семье, о нравственном отношении к членам семьи, семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка, проявлять заботу о родных людях;
• Вовлекать детей в разговор, развивать диалогическую форму речи;
• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми;
• Вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание альбома с фотографиями родных.
Воспитывающие:
• Воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы реализации проекта :
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игровые методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Работа с детьми в себя включает:
-рассматривание альбома с фотографиями родных. ;
-слушание музыки;
- беседы;
- чтение мордовской художественной литературой;
- дидактические игры;
- пальчиковая гимнастика;
- подвижные игры;
- совместная творческая работа с детьми (педагог - дети).
Взаимодействие с родителями включает:
-беседы с детьми о семье;
-участие в обновлении патриотического уголка группы;
-участие в выставке совместного творчества.
Ожидаемые результаты:
Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью. Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Обогащать активный словарь.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Подобрать и изучить методическую литературу для подготовки консультаций с родителями.
2. Составить картотеку стихов, потешек, пальчиковых игр о семье.
3. Создать альбом с сюжетными и предметными картинками.
4. Подготовка конспектов консультаций для родителей.
5. Подобрать стихи, потешки, пальчиковые игры о семье.
6. Подобрать предметные и сюжетные картинки на тему «Семья».
II этап – основной:
Дата Образовательная область Вид деятельности
Октябрь
1 неделя Речевое развитие Беседа: «Как тебя зовут?»
2 неделя
Речевое развитие Беседа: «Что такое семья?»
3 неделя
Социально-коммуникативное развитие Д / И: «Назови, кто это?
(бабушка, дед и т. д.)
4 неделя Познавательное развитие Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтенка»
Ноябрь
1 неделя
Речевое развитие Беседа: «Моя семья. Мой дом»
2 неделя Социально-коммуникативное развитие Д / И: «Собери портрет из деталей»
3 неделя Познавательное развитие Презентация: «Семейные ценности»
4 неделя Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевая игра: «Семья»
Декабрь
1 неделя
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевая игра: «Гости в доме»
2 неделя Познавательное развитие Индивидуальная работа с детьми по изучению лэпбука «Моя семья»
3 неделя Речевое развитие Беседа: «Домашние животные»
(кот, пёс)
4 неделя Художественно - эстетическое развитие Чтение художественной литературы
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Январь
2 неделя
Речевое развитие Беседа: «Профессии наших мам и пап»
3 неделя
Художественно - эстетическое развитие Чтение художественной литературы
С. Маршак «Кошкин дом»
4 неделя
Речевое развитие Д/ И: «Назови ласково»
5 неделя Художественно - эстетическое развитие Разучивание стихотворений о семье «Еду, еду к бабе, к деду»
Февраль
1 неделя
Познавательное развитие Беседа: «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
2 неделя
Речевое развитие Беседа: «Папа самый лучший друг»
3 неделя
Художественно - эстетическое развитие Чтение художественной литературы РНС «Волк и семеро козлят»
4 неделя Художественно - эстетическое развитие Открытка для папы
Март
1 неделя Художественно-эстетическое развитие Фотовыставка: «Мамочка – милая, самая любимая»
2 неделя Художественно-эстетическое развитие Открытка для мамы
3 неделя Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевая игра: «Дочки-матери»
4 неделя
Речевое развитие Составление рассказов о семье по сюжетным картинкам
Апрель
1 неделя Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевая игра:
«Приготовим обед»
2 неделя Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
3 неделя Развитие речи Театрализация русской народной сказки: «Репка»
4 неделя Речевое развитие Рассказы детей по фото «Познакомьтесь, это…»
III этап – завершающий:
1. Оформление фотовыставки «Моя семья».
2. Обновление патриотического уголка в группе.
Вывод.
Проект предназначен для детей 3-4 лет. Результатом деятельности по проекту стало расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье, а также повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей к близким людям, проявление к ним сочувствия, сострадания.
Методическое обеспечение проекта :
1. Федеральная образовательная программа, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370
2. Методический комплекс «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2023
3. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. - Воронеж: Учитель, 2005
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2023
6. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трёх лет. - М:ДОМ. XXI век, 2006
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. - М. : Мозаика-Синтез, 2023.