Юлия Федосеева
Ценностно-ориентированный проект «Маленькая страна под названием Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Маленькая страна под названием – Семья!"
Актуальность проекта:
Актуальность проекта обусловлена необходимостью популяризировать традиционные семейные ценности.
Как известно, семья - это первый социальный институт воспитания детей. Именно в семье осуществляется преемственность поколений, включающая в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Публикация «Ценностно-ориентированный проект „Маленькая страна под названием Семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Ещё в 19 веке советский педагог Антон Семёнович Макаренко, считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья — это, прежде всего коллектив, а ребёнок — его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания.
О роли семейного воспитания в развитии личности ребенка писали и многие другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи такие, как: Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский.
Родоначальник научного подхода к педагогике Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание».
Труды выдающихся педагогов навсегда оставивших свой след в истории образования и воспитания актуальны и в нашем быстро меняющемся мире. Семья является ячейкой общества и государства, поэтому для нашей страны ценности связанные с семьёй являются приоритетными.
Как сказал депутат Государственной думы Виталий Милонов «Крепкая многодетная семья – залог непобедимости России!».
Однако, общаясь с детьми, выясняется, что дети имеют не чёткое представление о членах семьи, не знают своих родных, имен и отчества своих бабушек и дедушек, их профессии, интересы и традиции семьи.
Тему семьи и семейных ценностей я считаю актуальной, поэтому для воспитанников подготовительной к школе группы, разработала ценностно-ориентированный проект "Маленькая страна под названием – Семья!"
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы.
Родители детей (законные представители).
Воспитатель.
Цель проекта: формирование у детей чувства семейной принадлежности, повышение роли семейных ценностей.
Задачи:
• расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях;
• формировать элементарные представления о том, что такое род;
• содействовать процессу включения детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность;
• развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей;
• воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к старшим, доверие и заботу поколений семьи друг о друге;
• прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Вид проекта: ценностно-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Формы реализации проекта: совместная организованная деятельность с детьми. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный.
Связь с другими видами деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
В ходе подготовительного этапа проекта были созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- определение цели и задачи проекта;
-разработка плана реализации проекта;
-организация образовательного пространства: сбор информации по теме, сбор репродукций картин художников, иллюстраций;
- подбор наглядно – стендовой информации: папка – передвижка «Год семьи», «Семейные корни»;
-подбор загадок, стихов, песен и мультфильмов о семье;
-подбор различных материалов для продуктивной деятельности детей;
-разработка конспектов НОД;
- создание картотеки ситуативных бесед: «Члены семьи», «Совместный отдых и увлечения», «Семейные праздники», «Забота о членах семьи»;
- изготовление дидактических игр: «Найди тень», «Собери картинку – «Семья», «Собери картинку по номерам», «Разложи по возрасту»;
- изготовление настольной игры - лото «Семья»;
-изготовление кубика Бума «Что я знаю о членах семьи";
-изготовление социального плаката «Семейные ценности»;
-методическая разработка - консультации для родителей «Кодекс поведения в семье».
2. Основной этап реализации проекта.
Для воспитанников.
Совместная организованная деятельность воспитателя и детей строилась на основе интеграции содержания всех образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-просмотр познавательного мультфильма «Мы вместе»;
https://youtu.be/VfD-slobR-g
-просмотр мультфильма про семью «Члены семьи»;
https://youtu.be/Mx2QWPHegfQ.
- ситуативные беседы «Члены семьи», «Совместный отдых и увлечения», «Семейные праздники», «Забота о членах семьи»;
- дидактическая игра «Найди тень»;
- дидактическая игра «Собери картинку «Семья»;
-дидактическая игра «Собери семейную картинку по номерам»;
- дидактическая игра «Разложи по возрасту».
Образовательная область «Речевое развитие»:
- чтение стихов Агнии Барто «Помощница», Михаила Яснова «Спасибо», Генриха Сапгир «Семья», Владимира Степанова «Российская семья»;
-разгадывание загадок по теме;
-настольная игра – лото «Семья»;
- кубик Бума «Что я знаю о членах семьи".
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
-рисование в нетрадиционной технике «отпечаток поролоновой губки по трафарету» «Мой дом. Моя семья»;
- аппликация из деталей в виде пазла «Крепкая семья».
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-iz-detalei-v-vide-pazla-krepkaja-semja.html
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-игра с мячом «Не член семьи»;
-игра «Назови, кто кем кому приходится».
Образовательная область «Физическое развитие»:
- беседа «Здоровая семья – здоровые дети»;
- физкультурная минутка «Кто живёт у нас в квартире?»;
- физкультурная минутка «Семья»;
-занятие, направленное на формирование психологического здоровья с использованием арт. – терапии.
Совместная деятельность воспитателя и родителей:
- консультация "Кодекс поведения в семье";https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2024/02/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-kodeks-povedeniya-v
-наглядно – стендовая информация:
папка – передвижка «-»;
-папка – передвижка «Семейные корни».
Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей:
III этап — заключительный.
Итогом проекта стало:
1) Изготовление социального плаката «Семейные ценности».
2) Изготовление социального плаката «Признаки хорошего родителя».
3) Выставка семейного творчества «Венец всех ценностей – Семья».
4) Трансляция педагогического опыта через средства массовой информации.
Результат:
-Реализация данного проекта с постепенным и дозированным погружением детей в мир семейных ценностей, позволила обеспечить оптимальные условия для изучения традиций, прошлого и настоящего своей семьи. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах и поступках, проявить эмоционально – положительное отношение к своей семье, испытать гордость за свою семью. Сформировать у детей чувства семейной принадлежности, активизировать познавательную деятельность дошкольников, а также усовершенствовать коммуникативные качества.
- Родители смогли повысить свою компетентность в вопросах психолого – педагогической культуры, активизировать и обобщить педагогические знания и умения, развить креативные способности в совместной с детьми деятельности.
-Воспитателю реализация проекта дала возможность успешно раскрыть потенциал воспитанников и укрепить связи семьи и ДОУ.