Елена Пикулева
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда в группе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Именно мы, педагоги, создаем условия в детском саду для полной реализации развития детей, их возможностей. Современному воспитателю постоянно приходится находиться в поиске новых форм и методов организации образовательной деятельности и игрового пространства группы.
Публикация «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС» размещена в разделах
Как известно, при организации образовательного процесса в группе зачастую возникают проблемы при взаимодействии детей друг с другом: неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера.
Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца. Причин этому много.
Определив для себя проблему, я занялась поиском современных эффективных методик и подходов в работе с детьми.
Одним из средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Зачем лэпбук педагогу?
•структурировать сложную информацию
•развивает познавательный интерес и творческое мышление
•разнообразить даже самую скучную тему
•научить простому способу запоминания
•объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия
Замечательные возможности создания и использования лэпбука подтолкнули меня к началу учебного года сделать тематический лэпбук, как методическое приложение к рабочей программе.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :
•информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
•пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
•вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
•его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
•обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Моя папка - раскладушка содержит весь практический методический материал в соответствии с целями и задачами реализуемой рабочей программы. Это своего рода «копилка» учебного материала, удобное средство сбора, систематизации, обобщения и последующего воспроизведения накопленных знаний. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Первая страничка лепбука - «Безопасность-это важно», с различными мини-книжками, играми, раскрасками по безопасному поведению в быту, на улице, на дороге, с незнакомцами, с электричеством.
В центре лепбука самый привлекательный объект – «утренняя» или «сюрпризная» корзинка.
Картинки, символы, предметы, расположенные в ней вызывают у детей вопросы, желание узнать, догадаться. Информацию в ней меняю в зависимости от темы занятия.
Здесь же можно разместить пальчиковые игры, речевые игры, пословицы, поговорки, стихи.
Особая страничка «Творческая» - место, где ребенок может оставить свой подарок или отразить впечатления за день. На этой страничке, в кармашках всегда есть различные материалы для творчества (раскраски, природный материал, схемы изготовления поделок, картинки и др.)
Страница следующая «Речевая» содержит мнемотаблицы, стихи, схемы составления рассказов, ребусы и др.
Специальная страничка для проведения прогулок и исследовательской деятельности.
На все кармашки наклеены буквы В и Д – символы «воспитатель», «дети», указывают для кого они предназначены. Картинка «Солнышко», указывает на временной отрезок дня (утро, день, вечер).
Итог дня можно подвести вместе с детьми и зафиксировать на ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА.
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лепбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Такой лэпбук подходит для многократного применения, достаточно периодически менять информацию в нем.
Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Одной из таких форм работы с родителями для меня является лэпбук, позволяющей вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Это может быть заключительный этап самостоятельной исследовательской работы или формой представления итогов проекта, тематической недели.
Наш совместный с детьми и родителями лепбук «Эти удивительные кошки» стал заключительным этапом педагогического проекта «Всё о кошках».
Содержание лепбука:
1. Кошачьи пазлы
2. Найди отличия
3. Найди такой же
4. Карточки количества
5. Танграм Кошки
6. Стихи про кошек и котят
7. Лото «Кошки»
8. Фото – мемори «Кошки»
9. Фото – мемори по методике Макото Шичиду «Такие разные кошки»
10. «Модный приговор по кошачьи»
11. Стрижки для котов
12. Семейство «кошачьих»
13. «Котогеометрия»
14.«Котофизика»
15. О чем говорит кошкин хвост?
16. Мимика кошки
17. Памятники кошкам в разных городах и странах
18. Что мы знаем о котиках?
19. 27 «почему?» о кошках
20. Человек заботится о кошке
21. Как подзывают кошек в разных странах
22. Породы кошек
23. Сложи пазлы
24. Разложи по размеру
Такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка привлекает внимание детей. Это способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности и закреплению полученных знаний. А также помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Материалы для лепбуков нахожу в интернете.