Лилия Чулковская
Лэпбук как инновационная форма коррекции и развития детей со зрительной депривацией
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее современным и интересным средством развития среди детей дошкольного возраста является лэпбук. Наш лэпбук мы назвали «Азбука здоровья». Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам здорового образа жизни;
Публикация «Лэпбук как инновационная форма коррекции и развития детей со зрительной депривацией» размещена в разделах
- Систематизировать знания об основных органах человеческого организма.
Задачи:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Формирование знаний о правильном питании, полезных привычках, закаливании;
- Развитие представлений о строении собственного тела;
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- Формирование привычек ежедневных физических упражнений.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Азбука здоровья» представляет собой картонную папку размером 60см на 40 см, оформленную самоклеющейся пленкой. Для придания эстетичности и долговечности пособию все карточки и кармашки ламинированы. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки в которых собрана различная информация по теме, вращающийся круг, книжка-гармошка. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять, все представленные игры вариативны.
В этом возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
В лэпбуке собраны материалы для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В него входит 3 раздела с играми и индивидуальными заданиями:
1 раздел: «Я - человек»
- Д/и «Части тела человека»
- И/з «Как устроен человек»
- Д/и «Наши помощники – органы чувств»
- Зрительная гимнастика
2 раздел: «Я – умный и красивый»
- Д/и «Где живут витаминки»
- Д/и «Полезные и вредные»
- Д/и «Правильно, не правильно»
- Д/и «Круг здоровья» (вращающийся круг)
3 раздел: «Я – здоровый и спортивный»
- Д/и «Угадай вид спорта по пиктограмме»
- Д/и «Спортивный калейдоскоп»
- И/з «Повтори за мной»
- И/з «Разрезные картинки»
- Веселые разминки (физминутки)
- Стихи о видах спорта
Рекомендации по использованию:
Лэпбук «Азбука здоровья» можно использовать в индивидуально – коррекционной работе с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности:
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто отрывает лэпбук и играет в игры, организуя детей в свой круг по интересам.
- Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
Раздел «Я - человек»
Д/и «Части тела человека»
Цели: дать детям представление о теле человека, о его частях и строении в игровой форме; расширить словарный запас дошкольника; сформировать стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.
Ход игры
Детям предлагается выбрать карточку с изображением частей тела человека и объяснить, зачем она человеку нужна.
Детям предлагается ответить на вопросы:
Зачем нам нос?
И зачем носы нам нужны? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос разобьешь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?
Игра «Узнай по запаху»
Предложить детям закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.
Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, пихтовое масло (хвойный запах).
Вопрос – с помощью чего мы с вами могли узнать все запахи?
Правила гигиены и безопасности (беседа)
Нельзя ковырять пальцем в носу и тем более острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.
Зачем нам глаза?
Глаз – орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки. Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Правила гигиены и безопасности (беседа)
1. Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.
2. Нельзя сыпать в глаза песок и тереть глаза грязными руками.
3. Нельзя близко смотреть телевизор.
4. Каждое утро надо умывать глаза теплой водой.
5. Нельзя лежа читать книгу или близко наклоняться к буквам.
В ходе беседы дети сами добавляют новые правила, объясняя свое предложение.
И так далее детям предлагается рассказать по все органы.
И/з Упражнения для глаз «Зрительная гимнастика»
Детям предлагается самостоятельно выполнить зрительную гимнастику по своей карточке.
Дидактическая игра «Собери человека»
Цель: учить детей по готовому образцу создавать своего человека, закрепить знания о том, что у него есть: туловище, голова, верхние конечности (руки, нижние конечности (ноги); закрепить сенсорные знания детей; развивать моторику рук, внимание, воспитывать доброе отношение друг к другу.
В игре участвуют 2 – 3 человека.
Ход игры:
Детям предлагается «собрать» своего человека, начиная с туловища. Когда все дети соберут, можно сравнить человечков, вместе найти и исправить ошибки.
И/з «Как устроен человек»
Цель: познакомить детей с понятиями :
-скелет человека;
- мышцы человека;
- кровеносная система
Ход игры:
Ребенку предлагается рассмотреть изображение, рассказать, что он видит, как называются части тела человека, зачем нужна костная система, мышечная, кровеносная.
Предварительная информация : Человек устроен очень сложно. Стержень нашего тела - скелет, который состоит из множества костей. Он двигается мышцами, без них нельзя поднять даже самый легкий предмет – пушинку. Разные части тела и органы соединяют ткани. У каждого органа своя работа. Рассуждения детей.
Д/и «Наши помощники»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Игра состоит из набора карточек с изображением органов чувств.
Ход игры:
Детям предлагается выбрать один орган чувств и подобрать к нему соответствующие картинки. Объяснить свой выбор, добавить, что еще мы можем узнать с помощью наших помощников.
Например: нос – цветы, духи, дым; глаза – книга, солнце, светофор.
Раздел «Я –умный и красивый»»
Д/и «Круг здоровья»
Цель:
Закрепить знания детей о предметах полезных для здоровья. Учить детей объяснять, почему этот предмет важен для здоровья. Развивать связную речь.
Ход игры:
Детям предлагается круг со стрелочкой, на котором изображены различные предметы, каждому ребенку предлагается выбрать стрелкой один предмет и рассказать почему он важен для здоровья человека ( на картинках изображены: расческа, коньки, мыло, зубная паста, витамина и др.)
Д/и «Чистота всего полезней, сохранит от всех болезней»
Цель: учить детей воспринимать цветные изображения, учить классифицировать изображения на: полезные для здоровья и неполезные.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть изображения и разложить картинки на две группы: что полезно для здоровья и неполезно. Объяснить свой выбор.
( Изображения: ребенок моется в душе, пьет молоко, ест грязными руками, не хочет умываться и др.)
Д/и «Полезные и вредные»
Цель: научить детей выделять из множества продуктов, продукты, полезные для здоровья, объяснять свой выбор.
Ход игры:
Детям предлагаются изображения овощей, фруктов и других продуктов. Предлагается разложить продукты на две группы: полезные и вредные. Объяснить свой выбор.
Д/и «Где живут витаминки»
Цель: познакомить детей с понятием «витамины», объяснить, зачем они нужны для здоровья. Учить находить продукты, в которых содержатся витамины: А, В, С.
Ход игры:
Детям предлагаются изображения продуктов, фруктов, овощей, дети должны их сгруппировать по витаминам, которые в них содержаться.
Предварительная работа: знакомство детей с продуктами, содержащими витамины, их изображениями, муляжами, натуральными фруктами и овощами.
Раздел «Я - здоровый и спортивный»
Цель: познакомить детей с видами спорта, спортивным инвентарем, пополнить словарный запас ребенка новыми словами, создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом.
Задачи:
- познакомить детей с разными видами спорта;
- учить детей правильно называть виды спорта,
различать их, рассказывать о них;
- развивать положительную мотивацию к занятиям спортом и приобщению к здоровому образу жизни;
- расширять двигательные возможности ребенка за счет освоения новых движений;
- формировать интерес к определенному виду спорта, желание заняться каким-либо видом спорта
И/з Зашифрованные картинки
Цель: познакомить детей с понятие пиктограмма, закреплять знания детей о различных видах спорта, развивать зрительное и слуховое внимание
Ход игры
На столе расположены карточки пиктограммы, цветные изображения видов спорта. Взрослый читает загадку, тот из детей, кто отгадал загадку, должен найти на столе соответствующую пиктограмму с изображением этого вида спорта и подобрать цветное изображение вида спорта. Объяснить свой выбор.
За каждый полный правильный ответ ребенок присваивает карточку
себе.
Например:
Пиктограмма – командный вид спорта, вид спорта с мячом. Цветная картинка – футбол.
Пиктограмма - летний вид спорта, одиночный вид спорта. Цветная картинка – парусный спорт.
Игру можно использовать с подгруппой детей.
И/З «Отгадай вид спорта по пиктограмме и спортивному инвентарю»
Цель: закреплять знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре и атрибутах, присущих этим видам спорта.
Ход игры
Детям предлагают рассмотреть: карточки- пиктограммы с видами спорта; цветные картинки с изображением спортивного инвентаря и атрибутами, относящиеся к определенному виду спорта; изображение спортсмена с короткими стихами о виде спорта.
Вариант 1
По сигналу ведущего игроки начинают поиск трех карточек, относящихся к одному виду спорта. Когда игрок собрал первую цепочку, он приступает ко второй и т. д. Побеждает тот, кто больше всех соберет цепочек. При правильном ответе зачитывается короткое стихотворение о виде спорта.
Например;
Пиктограмма: Цветная картинка:
лыжник лыжи, палки
бадминтон ракетки, воланчик
футболист ворота, мяч.
Вариант 2
Детям предлагается проверить друг друга, исправить «ошибки» в подобранных цепочках, объяснить свой выбор.
И/з «Повтори за мной»
Цель: Учить детей воспринимать схематическое изображение позы человека, воспроизводить эти позы самостоятельно.
Детям предлагаются карточки - пиктограммы (схематичное изображение физических упражнений).
Вариант 1
Детям показывают карточку, а они должны отгадать и повторить физическое упражнение, изображенное на пиктограмме.
Вариант 2
Ребенок показывает физическое упражнение, а дети находят его на карточке.
И / з «Разрезные картинки»
Цель: развивать зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, учить собирать целое из частей, развивать мелкую моторику.
Детям предлагаются картинки, на которых изображены спортсмены (боксер, футболист, фигуристка, гимнастка и т. п., разрезаны на три части.
Ход игры
Вариант 1.
Рассмотрите целые изображения и найдите отличительные особенности каждого спортсмена. Как одет боксер? Какая обувь у пловца? Что держит в руках волейболистка? Обсудите с ребенком, почему для физической активности требуются специальная одежда и снаряжение.
Вариант 2.
Детям предлагается сложить из частей целую картинку. Обратить внимание детей на цвета, которые он видит, на детали рисунков. При выполнении задания спросить у ребенка: кто изображен на картинке, каким видом спорта занимается спортсмен, что требуется ему для занятия этим видом спорта и т. п.
Вариант 3.
Части картинок все перемешать. Предложить детям собрать один из рисунков, используя собственные представления о том виде спорта, который на нем изображен.
И/з «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Цель: закреплять знания детей о здоровом образе жизни
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть изображения, объяснить, что такое здоровый образ жизни, зачем надо закаляться, как они закаляются дома.