Эльвира Шаяхметова
Здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – возможность возможностей
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Публикация «Здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей „Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем“» размещена в разделах
Актуальность темы: здоровье детей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта, ведь воспитание здоровых детей, здорового общества и здорового населения – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в сегодняшних современных условиях, поскольку любой стране нужна здоровая нация.
Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи проекта :
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Ожидаемые результаты – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируются первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека.
Ресурсы:
Интеллектуальные и кадровые – воспитатели;
Информационные – литература здоровьесберегающей тематике, интернет- ресурсы;
Технические – компьютер, принтер;
Организационные – организация занятий;
Экономические – денежные средства для приобретения расходных материалов.
Риски:
- невозможность частого использования игр с элементами психогимнастики в связи с плотным расписанием режимных моментов;
- небольшой объем существующих: музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингам, коммуникативным играм, психогимнастике.
Пути преодоления рисков:
- приобретение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингам, коммуникативным играм, психогимнастике.
Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Ритмопластика
2. Динамические паузы (физкультминутки)
3. Подвижные и спортивные игры
4. Релаксация Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
5. Гимнастика пальчиковая
6. Гимнастика для глаз
7. Гимнастика дыхательная
8. Гимнастика пробуждения
9. Оздоровительный бег
10. Физкультурное занятие
11. Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
12. Коммуникативные игры
13. Самомассаж
14. Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
15. Технологии воздействия цветом
16. Технологии коррекции поведения
17. Сказкотерапия
18. НОД познавательного цикла
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья);
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Выводы: сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье детей. В целом проект прогрессивный характер и позволит не только улучшить здоровье детей, но и даст толчок для активной работы всего коллектива по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения, а так же применения других существующих видов здоровьесберегающих технологий участниками образовательного процесса.
Этапы и сроки реализации:
Реализация проекта : с 2 октября по 6 октября
Тип проекта : краткосрочный;
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Содержание проектной деятельности :
Этапы и сроки реализации:
1 этап: подготовительный;
2 этап: практический;
3 этап: заключительный;
1 этап – подготовительный:
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
• Разработка перспективного плана;
• Подготовка цикла тематических мероприятий;
• Подготовка консультаций для родителей;
• Разработка презентации проекта.
2 этап – практический:
• Проведение цикла тематических мероприятий;
• Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;
3 этап – заключительный:
• Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье»
Реализация проекта :
1 день - понедельник
Тема дня: «Где прячется здоровье»
• Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.
• Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.
• Развивать быстроту бега, ловкость, Внимательность.
• Закрепить знание правил дорожного движения – значение трёх цветов светофора.
• Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям
• Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
• Беседа «Что такое здоровье и как его приумножить»;
• Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»;
• Дидактическая игра «Что полезно кушать, а что вредно»;
• Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу»»
• Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»;
• Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи», игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Кого назвали, тот и ловит»;
Вторая половина дня:
• Беседа «Правила поведения на улице»;
• Дидактическая игра: «Светофор»
Работа с родителями :
• Оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок».
• Презентация «Если хочешь быть здоров»
2 день - вторник
Тема дня: «Здоровые зубки»
• Объяснить детям причину болезни зубов;
• Формировать привычку чистить зубы;
• Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов;
• Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость»
• Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д.»
• Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
• Беседа «Здоровые зубки»;
• Чтение сказки «Сказка о зубной щётке»;
• Дидактическая игра: «Что вредно, а что полезно для зубов»;
• Продуктивная деятельность: аппликация «Зубная щётка для мальчика Пети»;
• Прогулка: Игры – эстафеты:
«Перенеси кегли»
«Займи место в обруче»
«Сбор мячиков»
Вторая половина дня:
• Работа с родителями : провести анкетирование родителей «Роль спорта в семейном воспитании»;
3 день - среда
Тема дня: «Мойдодыр»
• Формирование у детей представлений о правилах лично гигиены;
• Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы);
• Продолжение просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (спорт – его неотъемлемая часть);
• Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
• Беседа «Микробы и вирусы»
Дидактическая игра «Предметы личной гигиены»;
• Чтение: «Потешки, стихи, загадки на заданную тему»
• Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто;
• Продуктивная деятельность:
Изготовление атрибутов к подвижной игре «Микробы и чистюли»;
Прогулка:
Подвижные игры:
«Поймай хвостик». «Поймай комара», «Прятки».
Вторая половина дня:
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Работа с родителями :
Провести беседу по итогам анкетирования, познакомить родителей с ответами детей на те же самые вопросы.
4 день - четверг
Тема дня: «Здоровое питание. Витамины»
• Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах;
• Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе;
• Способствовать созданию мотивации у детей и родителей на формирование здорового образа жизни
• Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
• Беседа «Витамины и полезные продукты»;
• Разучивание стихов, загадок, потешек ;
• Экспериментальная деятельность: Волшебник – шиповник»;
• Прогулка «Витаминная семья» - эстафета»
Вторая половина дня:
«Дегустация волшебного напитка шиповника»;
• Дидактическая игра «»Полезная и вредная еда»;
Работа с родителями :
Прослушивание родителями рассказов детей о любимом виде спорта, записанных на диктофон;
Презентация «Полезная и вредная еда»
5 день - пятница
Тема дня: «Со спортом дружим мы всегда»
• Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;
• Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях;
• Познакомить родителей с итогами прошедшей неделей здоровья (стенгазета о событиях недели здоровья);
• Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
• Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта;
• Продуктивная деятельность: Изготовление альбома о различных видах спорта;
• Спортивное развлечение «Наше здоровье в наших руках"
• Прогулка: подвижные игры:
«Кролики»; «По ровненькой дорожке»; «Бегите к флажку»; «Попади в круг»;
Вторая половина дня:
• Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»;
Работа с родителями :
Беседа: «Значение ЗОЖ для здоровья человека»
Презентация – «Спорт – это жизнь»
Приложение 1
Дидактические игры:
«Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.
«Кому что нужно»
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).
«Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.
«Что вредно, а что полезно для зубов»
Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чипсы, морковка, яблоко, лимон
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.
«Чего не стало»
Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
«Подбери нужное»
Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания;
Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки) среди предложенных картинок.
Приложение 2
Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия:
«Мы здоровье сбережём»
Цель: Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности;
Задачи:
• Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
• Доставить детям радость от участия в подвижных играх;
• Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;
• Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.
Оборудование и материал:
Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал;
Ход спортивно – развлекательного мероприятия:
Воспитатель: «Дети, вы хотите быть смелыми, ловкими, умелыми, всегда, выигрывать и побеждать? Тогда приступим к тренировке. Налево, шагом марш! Дети шагают в обход по залу под рифмовку «Здоровье нужно очень всем», перестраиваются в круг, и делают под песню в исполнении Железновых, самомассаж».
Самомассаж «У жирафа пятна, пятнышки везде».
Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите, дальше нам нужно пройти по этой ровненькой дорожке, а она такая узкая. Идём дальше осторожно, не сходя с дорожки!
Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.
Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом) Так как - же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю и этот не откажется, давайте, поиграем?»
Игра «Кот и мыши»
Воспитатель: «Вот видите, мы сделали двойную пользу, сами побегали, и кота расшевелили, думаю, это ему очень полезно для здоровья, спросите у него, понравилось ему играть, прибавилось у него ловкости? (дети беседуют с котом).
Кот предлагает детям за полученное удовольствие и пользу познакомиться с новой игрой «Цветные автомобили»
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры и красиво оформленный пакет с яблоками). Это нам принесли угощение. А на прощание мы с вами поиграем в игру, которую сами придумали, помните? Давайте вспомним слова песенки микробов!»
Игра «От микроба убегай» - (часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким. Слова микробов, придуманные детьми:
«Мы злые, злые, злые,
Микробы мы плохие,
Кто кашу не ест
И не моет руки,
Не делает зарядку,
Мы переловим всех по - порядку»
Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые!».
Приложение 3
Консультации для родителей
«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»
Для растущего организма ребенка особенно важную роль играет двигательная активность. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.
Утренняя гимнастика способствует более физиологичному переходу от сна к бодрствованию, воспитанию потребности перехода от сна к бодрствованию через движения.
В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные и коррекционные упражнения.
Занимайтесь утренней гимнастикой дома, во дворе вместе со своими детьми. Воспитывайте у них привычки здорового образа жизни и самоорганизованности.
«Движение и здоровье детей»
Всем известно, насколько важно движение в человеческой жизни. А между тем не все знают, что люди, тренирующие свою мышечную систему. Пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям.
Поэтому чрезвычайно важную роль играют обучение и тренировка не только в детском саду, но и в семье.
Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий или привычек, но – и это главное – подавать собственный пример.
-Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.
-Душ! Наслаждение настоящего водного праздника!
-Теперь аппетитный завтрак! За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне.
-Обратите внимание на сумку ребенка и постарайтесь максимально ее разгрузить.
А в выходные устройте настоящий семейный праздник с завтраком всей семьей, гимнастикой, подвижными играми, прогулкой.
Если в семье будут предприниматься повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Так давайте же, уважаемые родители, с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем!
Приложение 4
Художественное слово, используемое в работе с детьми:
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
По утрам
Зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Нельзя:
- пробовать все подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить животных во время еды
- есть много сладкого.
В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход,2000.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
3. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
4. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.
9. «Инструктор по физкультуре» научно - практический журнал №1 2009.