Приложение МААМ

«Растем здоровыми». Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности детей

Галина Осипова
«Растем здоровыми». Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами – это наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка, температурные перепады (метеонестабильность, рост объема познавательной информации и умственной нагрузки, снижение двигательной активности.

Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы с детьми дошкольного возраста.

Публикация «„Растем здоровыми“, Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности детей» размещена в разделах

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

- повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

- совершенствование реакций терморегуляции и закаливания организма, обеспечивающих его устойчивость в простудном заболевании;

- повышение физической работоспособности;

- нормализация деятельности отельных органов и функциональных систем;

- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания:

- физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровня его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы.

Формы организации физического воспитания:

- физкультура на спортивной площадке;

- дозированная ходьба;

- физкультминутки;

- спортивные игры;

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми.

Формы работы с детьми:

Валеологическое образование детей :

- развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;

- освоение проживания;

- развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;

- развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость;

- развитие положительного отношения к себе и к своему имени;

- развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек;

- развитие представлений о себе и о своей семье.

Физкультурно-оздоровительная работа :

- проведение утренней гимнастики различными способами: традиционно, на основе подвижных игр;

- занятия по физической культуре: традиционные; нетрадиционные; соревнования;

- культурно - досуговая деятельность : спортивные праздники; спортивные развлечения;

- система закаливающих мероприятий: хождение по «дорожкам здоровья», максимальное пребывание на свежем воздухе, мытье рук прохладной водой;

- психогигиенические мероприятия: обеспечение благоприятного психологического климата, элементы музыкотерапии, элементы сказкотерапии.

Использование оздоравливающих технологий : пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой массаж;

Профилактическая работа: антропометрические измерения детей; контроль осанки; подбор мебели в соответствии с ростом детей; употребление свежего чеснока и лука.

Коррекционная работа.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к плоскостопию или плоскостопие.

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на занятиях физической культурой, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур;

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и её длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытьё прохладной водой рук по локоть (индивидуально);

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья».

Методы оздоровления :

- ходьба по сырому песку (летом, коврику (в межсезонье).

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);

- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона.

Неделя здоровья

Понедельник (день подвижных игр)

I Половина дня

8.30-9.00 «Встреча Девочки - чистюльки с детьми». (Она объявляет о начале недели здоровья во всех возрастных группах, рассказывает, что на этой недели им предстоит встретиться с Нептуном, Мишуткой, доктором Айболитом, которые помогут нам стать здоровыми, сильными, ловкими, выносливыми).

9.30-11. 30 Утренняя прогулка на игровой площадке с подвижными играми: «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Бездомный заяц», «Совушка».

II Половина дня

15.30-16.00 Беседа «Как следует заботиться о своём здоровье.

17.00-18.00 Вечерняя прогулка. Подвижные игры разных народов «Угадай по голосу и догони» (татарская народная игра, «Ловишки-пятнашки» (якутская народная игра, «Иголка, нитка, узелок» (бурятская народная игра).

Вторник (день интеллектуальных игр)

I Половина дня

8.30-9.00 Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

9.30-10.00 Мультвикторина на закрепление знаний детей о гигиене, о правилах поведения. Мультфильмы: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

10.30-11.30 Самостоятельная двигательная деятельность на свежем воздухе.

II Половина дня

15.30-16.00 Беседа о природных явлениях весеннего времени года.

17.00-18.00 Вечерняя прогулка. Различные подвижные игры.

Среда (физкультурные досуги)

I Половина дня

8.30-9.00 Беседа о вкусной, здоровой и полезной еде. Закрепить знания детей о пользе витаминов, их значение для здоровья человека.

9.30-10.00 Инсценировка стихотворения «Как медведю зуб лечили»

10.30-11.30 Утренняя прогулка с элементами футбола, баскетбола.

II Половина дня

15.30-16. 00 Игровой самомассаж: «Поиграем с ушками», «Дружные пальчики», «Солнышко и тучка».

17.00-18.00 Вечерняя прогулка. Игры с выносным, спортивным инвентарем.

Четверг (день открытых дверей)

I Половина дня

9.30-10.00 Занятие с педагогом-психологом «Что я знаю о себе?»

10.30– 11.30 Утренняя прогулка. Спортивные эстафеты «Кто быстрее», «Извилистая тропинка», «Соберем мячи».

II Половина дня

15.30-16.00 Рисование «Спортивный инвентарь»

16.30-17.00 «Выставка детских рисунков».

17.00-18.00 Вечерняя прогулка. Игры с выносным, спортивным инвентарем.

Пятница (День здоровья)

I Половина дня

9.30-10.00 Беседа о «Дне здоровья»

10.30-11.30 Утренняя прогулка. Спортивно-развлекательная программа «В гости к Айболиту»

II Половина дня

15.30-16.00 Музыкально-спортивная игра «Прыгаем и пляшем»

17.00-18.00 Вечерняя прогулка. Игры и упражнения с мячами.

Закаливающие мероприятия

1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице)

3. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

5. Перед прогулкой витаминный напиток (с октября по апрель)

6. Чесночные «киндеры»

7. Лук, чеснок во время обеда

8. Прогулки

9. Оптимальный двигательный режим

10. Сон без маек и подушек

11. Дыхательная гимнастика в кроватях

12. Закаливание

13. Обширное умывание, ходьба босиком

14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

Солевая дорожка

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Приемы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребё нок должен:

• Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

• Намочить обе ладошки и умыть лицо.

• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров

• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно – от щадящих к более интенсивным.

• Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Упражнения на релаксацию

В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав.

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук

«Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Упражнения на расслабление мышц ног

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнения на расслабление всего организма

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

Публикации по теме:

«С детьми играть — ум, разум, душу развивать!» Методические рекомендации для родителей по организации игровой деятельности Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Ни.

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста. Осипова Тамара Ивановна воспитатель МБДОУ.

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Содержание Введение….…. 2 Теоретическая часть …. 3 Практическая часть «Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группе Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группеНастоящий интерес к театрализованной игре появляется.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.

Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Растем здоровыми». Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности детей
Опубликовано: 9 мая 2018 в 11:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Растем здоровыми». Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Осипова (УИ 1175764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД