Нина Агуреева
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями по методике А. М. Быховской
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обследования А. М. Быховской представляет собой мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития.
Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребёнка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:
1. Методический комплект Н. В. Нищевой:
- речевая карта ребёнка с ОНР от 4-х до 7-ми лет,
- картинный материал к речевой карте ребёнка 4 – 7 лет:
Темочки:
2. Дидактический материал по обследованию речи детей О. Е. Грибовой,
Т. П. Бессоновой.
Краткое описание методики обследования развития детей 4 – 6 лет
Мониторинг состоит из 4-х блоков:
• «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
• «Неречевые психические функции»,
• «Моторная сфера»,
• «Произносительная сторона речи и речевые психические функции»
Методика мониторинга представляет:
- цели,
- методы,
- процедуру исследования,
- критерии оценки развития ребёнка
с тяжёлым нарушением речи,
- количественный анализ оцениваемых
показателей развития.
Учитель-логопед, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом.
Результаты мониторинга можно использовать при:
- планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
- отборе методов, приёмов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
1 БЛОК
Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера
1.
Раннее психомоторное и речевое развитие (исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития)
Цели:
• Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия,
• Характер грудного вскармливания (как удерживал сосок, засыпания во время кормления, частые срыгивания и др. ,
• Особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный крик,
• Особенности раннего развития ребёнка (когда стал удерживать голову, сидеть, стоять, ползать, ходить, первые зубы и др. ,
• Сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка
(по мед. карте выяснить, у каких специалистов стоит на учёте,
• Характер раннего речевого развития (появление гуления, лепета,
первых слов, фраз, прерывалось ли реч. развитие и др.)
2.
Личные особенности и психическая сфера
(исследование личностных и психологических
особенностей ребёнка)
Цели:
• Исследование личностных, поведенческих и коммуникативных особенностей ребёнка,
• Выявление игровых и межличностных предпочтений,
• Подбор оптимальных и индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребёнком.
2 БЛОК
Неречевые психические функции
1. Исследование слухового внимания.
Цели:
• Определить, дифференцирует ли ребёнок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.
• Выявить, определяет ли ребёнок направление звука.
• Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребёнок
различные ритмы.
2.
Исследование зрительного восприятия.
Цели:
• Выявить, соотносит ли ребёнок и узнаёт цвета
в соответствии с возрастными нормами.
• Выявить, знает ли ребёнок плоские и объёмные
геометрические формы.
3.
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Цели:
• Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).
• Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигурки из палочек по образцу и по памяти).
3 БЛОК
Моторная сфера
1.
Исследование состояния общей моторики.
Цели: Выявить объём, переключаемость, темп, активность, координацию движений.
2.
Исследование состояния ручной моторики.
Цели: Выявить объём выполнения движений, переключаемость, темп, активность, координацию движений, наличие леворукости, навыки работы с карандашом, способность к манипуляции с предметами.
3.
Исследование состояния мимической мускулатуры.
Цели: Выявить наличие или отсутствие мимической мускулатуры, объём выполняемых движений, точность выполнения, темп, наличие синкинезий, мышечный тонус, наличие сглаженности носогубных складок.
4.
Исследование состояния артикуляционной моторики.
Цели: Выявить наличие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом; объём выполняемых движений, точность, темп, мышечный тонус, наличие тремора, гиперкинезов, синкинезий, слюнотечения; способность к переключению с одного упражнения на другое.
4 БЛОК
Произносительная сторона речи и речевые психические функции
Произносительные компоненты речи:
1. Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата.
Цели: Выявить наличие или отсутствие аномалий в строении губ, зубов, прикуса, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки; наличие послеоперационных щелей, носовых полипов, аденоидов и др.
2. Исследование состояния звукопроизношения.
Цели:
• Выявить нарушение звукопроизношения всех групп звуков: гласные, глухие и звонкие парные согласные в твёрдом и мягком звучании, свистящие, шипящие, сонорные.
• Позицию нарушения звука: изолированного, в словах, в предложениях.
• Характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).
3. Исследование состояния дыхательной и голосовой функций.
Цели: Выявить тип физиологического дыхания, объём дыхания,
продолжительность речевого выдоха, силу голоса, модуляцию
голоса.
4. Исследование состояния просодических компонентов речи.
Цели: Выявить характер темпа, ритм, паузацию речи; способность
употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации.
Речевые психические функции
Фонематические процессы:
1. Исследование состояния фонематического восприятия.
Цели:
• Выявить, дифференцирует ли ребёнок оппозиционные звуки;
• оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
• звуки, смешиваемые в произношении.
2. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.
Цели:
• Выявить, выделяет ли ребёнок заданный звук из слова (4 года, начальный ударный гласный (5 лет,
• Выявить способность ребёнка выделить конечный и
начальный согласный в слове (6 лет, определить
последовательность и количество звуков в слове.
3. Исследование звукослоговой
структуры слов.
Цели: Исследовать, нарушает ли ребёнок звукослоговую
структуру отдельных слов и слов в предложении.
Импрессивная сторона речи:
1. Исследование пассивного словаря.
Цели:
• Определить объём словаря и соответствие его
возрастной норме.
• Проверить понимание имён существительных.
• Проверить способность ребёнка к обобщению.
• Исследовать понимание ребёнком глаголов и
прилагательных.
• Проверить понимание ребёнком отдельных
предложений и содержания знакомой сказки.
2. Исследование понимания различных форм словоизменения.
Цели: Исследовать понимание ребёнком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов ед. и множ. числа)
3. Исследование понимания отдельных предложений и связной речи.
Цели:
• Исследовать понимание ребёнком отдельных предложений;
• Содержание знакомой сказки.
Экспрессивная сторона речи:
1. Исследование общей характеристики экспрессивной речи.
Цели:
• Выявить характер экспрессивной речи (понятная или нет, чёткая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, интонированная или монотонная).
• Соответствует ли последовательность слов в предложении грамматической норме.
2. Исследование состояния активного словаря.
Цели:
• Выявить объём номинативного словаря
(существительных по различным
лексическим темам; обобщающих слов;
слов, обозначающих названия частей тела
и частей предметов; наличие в активном
словаре антонимов);
• Выявить объём предикативного словаря
(глаголов);
• Выявить объём атрибутивного словаря
(названия цвета и формы).
3. Исследование состояния грамматического строя речи.
Цели:
а) Выявить состояние словоизменения:
• Употребление имён существительных в им. пад. ед. и мн. числа, в косвенных падежах;
• Образование существительных мн. числа в род. пад. ;
• Согласование прилагательных с существительными ед. числа;
• Употребление предложно-падежных конструкций;
• Употребление числительных «два» и «пять» с существительными.
б) Выявить состояние словообразования:
• Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• Образование названий детёнышей животных; образование относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.
4. Исследование состояния связной речи.
Цели: Выявить уровень сформированности развёрнутого монологического высказывания:
• Сохранность внутреннего программирования;
• Связность и логическую последовательность
изложения;
• Непрерывный или фрагментарный характер
высказывания;
• Наличие или отсутствие смысловых пропусков;
• Качество использования всех языковых
компонентов.
В данной методике обследования детей 4 – 6 лет с ОНР
на каждый вид исследования сформулированы:
• Цели,
• Процедура исследования с заданиями для детей разного возраста (4 года, 5 лет, 6 лет,
• Критерии оценивания с количеством баллов.
Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносит баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребёнка по формуле.
Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:
• Высокий уровень – 80 – 100 %
• Пограничный (средний – высокий) уровень – 71 – 79 %
• Средний уровень – 50 – 70 %
• Низкий уровень – 49 % и ниже.