Москаленко Татьяна
Литературное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомления с басней. Фотоотчет
▼ Скачать
Инновационный педагогический опыт воспитателя Москаленко Татьяны Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»
Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия).
Публикация «Литературное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомления с басней, Фотоотчет» размещена в разделах
Басня – литературный жанр, краткий, обычно стихотворный рассказ в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня – незаменимый литературный материал при разъяснении теории образа, который обязательно должен заключать в себе общую мысль, а не быть просто изложением некого случая.
Басня помогает сформировать установку на художественное восприятие: этому способствует подчеркнуто условный и замкнутый мир басни, ее неопределенное пространство и время, аллегорические персонажи, уже знакомые юным читателям по сказкам о животных.
Желание и умение читать басни приобретает для старшего дошкольника личностно-значимый смысл, но только в том случае, если педагог и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме.
Литературное развитие в дошкольном образовательном учреждении заключается в активной работе воспитателя и детей со словом, оттенками его значения в речи и в художественном тексте, речевыми способами выражения чувств, переживаний, мыслей, а также в активной работе по обогащению жизненного опыта дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, расширению их культурного поля и соотнесению состояний, которые испытывают дети, с их словесными обозначениями.
Методической особенностью обучения детей чтению басни на первом этапе обучения является детализация анализа текста басни, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия басни задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения старших дошкольников чтению басен целесообразно включить работу по составлению специального словаря.
В развитии литературных способностей басня стимулирует у старших дошкольников поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык, нацеливает на размышления о себе и окружающей жизни.
Так на базе нашей подготовительной группы был реализован познавательный проект "Чудесен мир Басен Крылова", дети с удовольствием читали и инсценировали знакомые для них басни, такие как: "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Мышь и Крыса", "Мартышка и очки" и многие другие.
После проделанной работы можно сделать выводы:
– у детей закрепляется желание и умение думать над литературным текстом, т. к. дети все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;
– в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение бани становится серьезным и толковым;
– при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев басни;
– по ходу занятия у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т. к. им приходится анализировать басню, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в процессе чтения.
– работа с басней, способствует общему и литературному развитию старшего дошкольника формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесения в принятую сейчас методику обучения старших дошкольников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 6-7 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и «присваивать» все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современном дошкольном образовательном учреждении нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов литературного развития детей 6-7 лет.
Постичь смысл басни - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у старшего дошкольника жизненный опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности.
Продуктивное воспроизведение басни характерно для детей с высоким уровнем развития речи. Недостаточное владение построением сложноорганизованного высказывания проявляется в преимущественно механическом и репродуктивном, ситуативном характере лексико-грамматического, структурно-содержательного оформления речи.
Анализ детских ответов и высказываний обнаруживает присутствие в показателях речи личностного фактора - общей способности к творчеству. Универсальная реализация языковой личности дошкольника обнаруживается в творческом, осмысленном воспроизведении басни и предполагает построение собственной модели изложения, в которой изменения не искажают замысел произведения, использование наряду с авторскими собственных средств внутритекстовой связи, осознанным и произвольным выбором оптимального варианта языковых средств, конструирование разнообразных синтаксических конструкций, интонационная выразительности.