Елена Красикова
«Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака»
с детьми старшей группы
Цели: расширять представление о жизни и творчестве известного писателя С. Я. Маршака; развивать творческие способности детей: воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С. Я. Маршака, воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу; через творчество С. Я. Маршака воспитывать такие черты характера, как: честность, отвага, сострадание, осторожность, собранность.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Маршак С.Я. Викторины
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Сценарии развлечений
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Материалы и оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг по произведениям С. Я. Маршака, картинки с животными, конверты с телеграммой, бандероль (с мячом, колечко, книги С. Я. Маршака.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов С. Я. Маршака, организация выставки книг С. Я. Маршака, лепка, рисование, полюбившегося героя произведения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодняшняя наша викторина посвящена творчеству С. Я. Маршака! Он очень любил детей и поэтому считал ваш возраст самым важным. Писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, писал стихи (показать портрет).
Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке?
Это он, это он.
Дети (хором) : ленинградский почтальон! (открывается дверь, входит Почтальон).
Почтальон: Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?
Воспитатель: Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С. Я. Маршака.
Почтальон: А ребята знают, как называется эта книга? Ответы детей («Почта»).
Почтальон: Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Много писем адресовано в одно и тоже место – в детский сад
Воспитатель: Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.
Почтальон: Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашей группы знают произведения Самуила Яковлевича Маршака (достает конверт). Вот и первое задание.
Почтальон: Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.
Бегемот разинул рот:
Булки просит (бегемот)
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой (ножке)
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему (поможет)
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от (страха)
Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему (бока)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданиями (почтальон хвалит детей и предлагает распаковать, в ней находится мячик).
Почтальон: Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
(дети передают мяч из рук в руки по кругу, проговаривая стихотворение, тому ребенку, у кого остался мяч, загадывается задание «Назови героя»)
1. Усатый (полосатый)
2. Ванька (встанька)
3. Умный … (мышонок)
4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)
5. Детки в … (клетке)
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.
(почтальон достает следующий конверт с заданием)
Почтальон: Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
(Утка)
– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
(Жаба)
– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
(Лошадь)
– Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
(Свинка)
– Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
(Курица)
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать!
(Кошка)
А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)
(почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием)
Почтальон: А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак (почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них).
Тигрё нок:
Вы не стойте слишком близко –
Я тигрёнок, а не киска!
Слон:
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Кенгуру:
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Жираф:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Верблюд:
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.
Белые медведи:
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
Зебры:
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Пингвин:
Правда, дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Совята:
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
Два кота:
Жили-были два кота
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись у них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
(почтальон хвалит детей, достает маленький сверток, разворачивает его и достает колечко)
Воспитатель: Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!
(дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой»)
Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Колечко, колечко выйди на крылечко!
(ребенок, у которого оказалось колечко, должен выйти в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют. Игра продолжается несколько раз)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, что Маршак сочинял не только стихи, но еще и загадки.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.
(Очки)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.
(сапоги)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
(пила)
Почтальон: Молодцы, ребята! Хорошо все отгадали. Я увидел, что с творчеством С. Я. Маршака вы хорошо знакомы, знаете много его произведений, стихотворений. А мне пора уходить, надо еще разнести оставшиеся письма и телеграммы. До свидания.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С. Я. Маршака. Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, могут утешить и развеселить.
Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал он в 1962 году:
Читатель мой особенного рода
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
И закончить нашу викторину хочется стихотворением Маршака «Пожелание друзьям», написанным в 1958 году. Это стихотворение написано и для вас, детей 21 века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!