Елена Мартыненко
Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский коллектив:
Кукина Виктория Викторовна, учитель-логопед.
Мартыненко Елена Николаевна, воспитатель.
Смотрова Наталия Александровна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида Калининского района
Педагогические ориентиры:
Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами русского народного быта.
- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря „В гостях у бабушки Матрены“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.
- Побуждать детей к обыгрыванию сказочного сюжета, учить импровизировать.
- Развивать воображение, память.
Развивающие: - Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.
- Учить детей объяснять приметы и пословицы.
- Учить объяснять значения сложных слов: «листогной», «полузимник».
- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; брусника – брусничный пирог)
- Развивать общую и ручную моторику, координацию движений, развивать умение водить театральных кукол над ширмой.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность.
Воспитательные: - Приобщать детей к русскому фольклору.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.
- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в инсценировках.
Оборудование: ноутбук, проектор, избушка, печка, горшок, ухват, крупа, ягоды, яблоки, капуста, ширма, куклы БИ-БА-БО, шапочка кота, магнитофон, музыкальные диски.
Логопед: Какое время года наступило?
Дети: Зима.
Логопед: Какое время года было до зимы? Давайте вспомним, какой был последний месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Логопед: Вспомните, как в народе называли ноябрь?
Дети: Листогной.
Логопед: Что значит это слово?
Дети: Деревья уже сбросили листву, идут дожди. Опавшие листья гниют.
Логопед: А еще как называют ноябрь?
Дети: «Ледень».
Логопед: Почему так называют?
Дети: Водоемы льдом сковывает.
Логопед: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?
Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.
Логопед: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Расскажите, какая погода стоит в ноябре? А поможет вам в этом волшебный экран. Посмотрите на экран, и расскажите, что вы видите? (слайды).
Дети:
1. Облетели последние листья на деревьях.
2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.
3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.
4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.
Логопед: На Руси в ноябре много было народных праздников. И один из таких праздников мы сейчас с вами вспомним. В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают. В конце ноября на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день. В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».
Логопед: Как вы думаете, что такое «железные горы»
Дети: Это небо, тучи.
Логопед: По погоде этого дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима. Иней в этот день сулил морозы, а туман – оттепели. О потеплении говорили и гуси, вышедшие на лед в поисках открытой воды. Значит, лед растает. А что значит такая примета: «Если Матрена на белом коне приедет, то острую зиму привезет».
Дети: Если пойдет снег, то начнется настоящая зима.
Логопед: Про это день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?
Дети: С Матрениного дня зима начинается.
Логопед: Сегодня я приглашаю вас ребята, отправиться в деревню в гости к бабушке Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры, петь песни, водить хороводы. Готовы? Тогда в путь.
Звучит музыка. «Тропинка».(Дети друг за другом под музыку идут змейкой и подходят к избе бабушки Матрены).
Логопед: Кажется, мы пришли. Вон виднеется уже изба бабушки Матрены (слайд). Что такое изба?
Дети: Это дом в деревне.
Логопед: Из чего его строили?
Дети: Из дерева, из бревен.
Выходит бабушка Матрена.
Дети: Здравствуй бабушка. Вот пожаловали к тебе в гости.
Бабушка Матрена : Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут бабушка Матрена. Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!
(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)
1 реб. Здравствуй гостья Зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь
По лесам и степям.
2 реб. Есть раздолье у нас
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
3 реб. Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша Русская кровь
На морозе горит!
Бабушка Матрена : Какие вы ребята молодцы. Порадовали бабушку. Ну, а теперь проходите в избу. Тепло ли вам ребятки в моей избе?
Д: Да.
Бабушка Матрена : А это Печка-Матушка мне помогает.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Ой ты печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки
Обогрей, освети.
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Бабушка Матрена : Печка всем в доме правит. Если холодно то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами. Посмотрите, что лежит у меня на столе (капуста, яблоки, черника, брусника). Какие пироги получаются с этой начинкой? Матрена раздает продукты детям, У тебя что (капуста) значит пирог какой? – капустный.
Дети:
Пирог с капустой – капустный пирог; а еще можно сказать пирог с капустой.
А с брусникой – брусничный пирог; пирог с брусникой.
А с яблоками – яблочный пирог; пирог с яблоками.
А с черникой – черничный пирог; пирог с черникой.
Бабушка Матрена.
Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята. (Матрена показывает детям крупу в тарелках). Какая у тебя крупа?
Дети: Греча.
Бабушка Матрена :
Значит какая получится каша из этой крупы?
Дети: Гречневая каша.
Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.
Бабушка Матрена : Молодцы! А в чем кашу готовят?
Дети: В горшке. (детям показывают горшок)
Бабушка Матрена : А чем достают горшок из печи
Дети: Ухватом
Бабушка Матрена :
Показывает ухват. А сейчас, ребята, вас зову на веселую игру, а называется она «Горшки». (Дети играют в игру)
тЛогопед: Не скучно тебе, бабушка жить одной?
Бабушка Матрена : Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете. Посмотрите в окошко и угадайте, чья там тень(4 тени животных корова, лошадь, свинья, кот). А сейчас угадайте животных по голосу (блеенье овцы, лай собаки, пение петуха). Кто как голос подает?
Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает.
Бабушка Матрена : Ребята всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные.
Дети: это домашние животные.
Бабушка Матрена : Какие вы знаете жилища домашних животных?
Где живут курицы – курицы живут в курятнике, птичнике.
А свиньи – свиньи живут в свинарнике,
А корова – коровы живут в коровнике,
А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.
А где живут лошади – лошади живут на конюшне.
Бабушка Матрена : А сейчас давайте вспомним названия детенышей этих животных и назовем всю семью:
Бык-корова-теленок,
Жеребец –Кобыла - жеребенок,
Баран-овца-ягненок
Боров-свинья-поросенок
Петух-курица-цыпленок
Кот-кошка-котенок,
Вместе с котиком-котом в хоровод мы пойдем.
Хоровод «Кот на печку пошел»
(дети идут в хороводе, в центре сидит «кот»)
Кот на печку пошел
Горшок каши нашел
Горшок каши горяч
Не дается хоть плач (останавливаются «кот варит» кашу)
Уж я пряники люблю
Уже я пряники стужу
Остужу-угощу
Вас отведать приглашу (Дети идут в центр круга и обратно, притопывая)
На печи калачи,
Как огонь горячи
Пряники пекутся
Коту не даются. («Кот» перекладывает из руки в руку «горячие» пряники»)
Уж я пряники люблю
Уж я пряники стужу
Остужу-угощу
Вас отведать приглашу (садится спит)
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся в самом деле!
Мыши пряники все съели. (Дети крадутся, хлопают в ладоши. Будят кота – убегают, кот их ловит).
Логопед: А сейчас бабушка Матрена, наши детки хотят тебя повеселить и показать тебе сказочку про твоих друзей.
Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием кукол БИ-БА-БО.
Бабушка Матрена : Какие вы молодцы, ребята! Повеселили бабушку. Какую хорошую сказку показали. Я вам за это вкусные гостинцы собрала – пироги из печки.
Логопед: Спасибо тебе, бабушка за гостинцы. Нам у тебя очень понравилось. Мы обязательно придем еще раз. А сейчас нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Бабушка Матрена : До свиданья, ребята. Встречайте Зимушку Русскую и меня Матренушку Зимнюю не забывайте!.
Дети вместе с логопедом под музыку «Тропинка» уходят из зала.