Русалина Габдулхакова
Лепка из глины как источник познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Публикация «Лепка из глины как источник познания окружающего мира» размещена в разделах
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является развитие творческих способностей.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
В своей педагогической практике, я часто использую лепку из глины. Многие задаются, ответом, что с глиной очень тяжело работать, она пачкает одежду, создает весьма некомфортное ощущение, прилипает к рукам и во время лепки с ней тяжело обращаться, так как она быстро теряет влагу и начинает трескаться.
Но напомню, глина хороша своей низкой стоимостью - является экологически чистым материалом, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Занятия творчеством, пожалуй, самые любимые и доступные для детей. Дети выразительно могут передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи.
Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач, составляют внутренний план последовательности работы. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти.
Как говорил великий, известный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев…». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.
Исходя из собственного опыта при работе с детьми, могу сказать, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Не стоит забывать, что дети с увлечением создают предметы для игры, которые также можно дарить взрослым и детям как сувениры. Детям нравится эта деятельность, они с удовольствием лепят изделия. К тому же, что немаловажно в сегодняшней ситуации, данная деятельность не требует больших финансовых затрат