Ирина Верзакова
Конспект совместной деятельности в коррекционной группе с детьми с ЗПР «Лекарственные травы Таганая»
▼ Скачать +Заказ
Методическая разработка совместной деятельности в коррекционной группе с детьми ЗПР
«Лекарственные травы Таганая»
Цель: закрепить знания детей о пользе и применении лекарственных трав Таганая.
Задачи:
- Продолжать знакомить с травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;
- Учить различать данные растения по внешнему виду;
- Воспитывать чувство бережного отношения к родной природе;
Публикация «Конспект совместной деятельности в коррекционной группе с детьми с ЗПР „Лекарственные травы Таганая“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Развивать познавательные способностей, коммуникативные навыки общения, любознательность;
- Укреплять физическое и психическое здоровье через дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, коррекционных упражнений.
Ход: Звучит музыка. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.
Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по Таганаю. Давайте вспомним с вами, что необходимо взять с собой в поход (дети перечисляют, что пригодится им в походе, в том числе и лекарственные препараты).
Воспитатель: В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Их на Земле очень много. Почему их называют лекарственными? (Их используют для лечения различных заболеваний). Зачем мы должны знать лекарственные травы? Лекарственные травы нужно знать, чтобы быстрее вылечиться или предупредить болезнь, чтобы она к нам не пришла.
Воспитатель: Наш Таганай, как сказочное царство СЛАЙД 1
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами идем по узкой тропинке….Осторожно, не споткнитесь. (Дети идут за педагогам по нарисованной (наклеенной) на полу узкой полоске).
Воспитатель: Эта травка - самый первый весенний цветок. Он расцветает ранней весной. У него желтые цветы, очень необычные зеленые листья: с одной стороны лист блестящий и гладкий, а с другой - он светлее, приятный и мягкий. Излечит детишек он от простуд. Скажите, как цветочек этот зовут?
Дети: Мать-и-мачеха. СЛАЙД 2
Воспитатель: Правильно. Молодцы! А вы знаете, почему оно так называется?
Дети: У него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке «Золушка», мачеха была злая.
Воспитатель: А чем же полезна эта травка? (ответы детей) Правильно. Лечат кашель. Заваривают травку и пьют, как чай. Молодцы!
Воспитатель: Дальше идем, песню поем. «Ай, ай, ай – мы идем на Таганай». Сейчас мы с вами пойдем по каменной речке. Осторожно, перепрыгивайте с камушка на камушек.
Воспитатель: А вот и следующая лекарственная травка.
Тонкий стебелек у дорожки на конце его сережки.
На земле лежат листки, как маленькие лопушки.
Нам - хороший друг: лечит ранки ног и рук.
Дети: Подорожник. СЛАЙД 3
Воспитатель: А где он растет? (ответы детей)
Воспитатель: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной? (ответы детей).
Воспитатель: Поранили ножку или ручку, нужно смочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
Воспитатель: А вот еще одна целебная травка.
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Дети: Это одуванчик. СЛАЙД 4
Воспитатель: А как вы думаете, чем полезен одуванчик? (ответы детей)
Воспитатель: Одуванчик – лекарственное растение, для лечения кашля и улучшения аппетита, используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из молодых нежных листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.
Под музыку входит Бабушка – Здравушка (учитель-дефектолог).
Здравствуйте, дети! Я, бабушка -Здравушка
Живу, не старею, никогда не болею и вам доброго здоровья.
Весенний, веселый ветерок принес мне удивительный аромат лекарственных трав. Вот и я пошла их собирать, а встретилась с вами, здесь, на полянке. А вы, чем занимаитесь? (ответы детей)
Бабушка – Здравушка: Я поделюсь своими секретами. У меня в корзинке мешочки с запахом душицы.
СЛАЙД 5 Душица – это лекарственное растение, которое растет на Таганае. Цветки душицы, собраны в соцветия и имеют приятный аромат. Душица помогает при кашле, простуде. (Предлагает понюхать сухое растение в мешочках).
Дыхательное упражнение «Душица» : вдох через нос и длительный выдох через рот, губы трубочкой. (Выполняется стоя в кругу)
Бабушка – Здравушка: Я долго ходила, устала, присядем и немножко отдохнем. (Дети и педагоги садятся на заготовленные зеленые мягкие коврики, которые лежат на полу). Детишки, я видела в книжке еще одну лекарственную травку. Помогите мне отгадать название этой травы.
Злая, как волчица. Ты её не тронь - больно кожу обожоёшь,
То ни чудо и не диво, а обычная (крапива). СЛАЙД 6
Бабушка – Здравушка: Молодцы! А кто знает, чем полезна крапива? (ответы детей)
Бабушка – Здравушка: Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляется волдырь. Но людям есть за что благодарить крапиву, из неё можно приготовить щи и салат, где очень большое количество витаминов. А много лет назад врачи советовали: «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержится вещества, которые убивают микробы. А в давние времена из нее ткали ткань, шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали. А скажите, пожалуйста, сколько слогов в слове КРА – ПИ- ВА?
(Работа по подгруппам : 1-я звуковой анализ слова: крапива (задание выполняют дети подготовительной группы). 2-я - из разрезных картинок собирает растение (задание выполняют дети старшей группы).
Бабушка – Здравушка: Молодцы, вы справились с заданием. Приготовьте ваши ручки. Мы немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Бабушка – Здравушка: А сейчас я предлагаю поиграть в игру на внимание «Будь внимателен». (Игра проводится стоя в кругу)
На мое слово шиповник – вы произносите «ОЙ!»,
На слово крапива – «АЙ!», на слово ромашка – «УХТЫ!»
Бабушка – Здравушка: Дальше идем, лекарственную травушку найдем. Посмотрите, что я нашла. Это - Зверобой. СЛАЙД 7
Определите из скольких и каких частей состоит слово: Зверобой. ( Две части: зверь и бой). Охотник на зверя. Он лечит головную боль. Помогает при лечении таких болезней как: язвы, стоматит, ожоги, желтуха, мигрень, кашель. Чай со зверобоем помогает в работе желудка.
Дальше пойдем – лекарственную травку найдем. Вот и она. СЛАЙД 8
Это - Чистотел. ( Две части: чистое тело). Купают малышей, с помощью его удаляют бородавки.
Дальше пойдем – лекарственную травку найдем. Вот и она. СЛАЙД 9
Это - Тысячелистник: ( Две части: тысяча листиков). Тысячелистник – лекарственное растение с цветочным зонтиком и «тысячей» мелких листочков. Используют только цветочный зонтик. Если заболели печень, желудок, пьют как чай. Соком тысячелистника обрабатывают раны. Травку собирали – глазоньки устали.
Гимнастика для глаз.
- А теперь представим, что семена одуванчика от сильного ветра полетели вверх, вниз, медленно направо и быстро налево и приземлились к нам на кончик носа. Сдуйте парашютики.
Бабушка – Здравушка: Мы сегодня с вами собрали много лекарственных трав. А сможете ли вы узнать и выбрать лекарственное растение?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (Дети должны выбрать лишний цветок).
Бабушка – Здравушка: Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар, придвинь к себе кружку, в которой дымиться
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорят об отваре ромашки аптечной. Ей лечат горло.
Бабушка – Здравушка: Я принесла вам целебный чай. Попейте его и почувствуйте как приходит с каждым глотком богатырская сила, уйдет плохое настроение. А мне пора в лес. До свидания.
Воспитатель: Все ребята молодцы, потрудились от души!
Подводится итог.
Методическая разработка совместной деятельности «Лечебные травы Таганая» предназначена для работы с детьми с задержкой психического развития. Через увлекательные задания, входе выполнения, дети закрепят знания о пользе и применении лекарственных трав Таганая, с их лечебными свойствами, научиться различать данные растения по внешнему виду. В данной работе разработаны задания на развитие мелкой моторики руки, внимания и мышления. Через систему упражнений дети научаться развивать познавательные способности, коммуникативные навыки общения, любознательность; укрепят физическое и психическое здоровье через дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, коррекционные упражнения. Дети научатся чувствовать и бережно относится к родной природе;
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно – образовательных учреждениях. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.