Виктория Высоцкая
«LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время в мире наблюдается техническая революция. Высокотехнические продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного обучения.
Динамичность современной жизни, информационные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом.
Публикация «„LEGO-конструирование“ в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества с детьми» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В детских садах ведущее место занимает робототехника, конструирование, моделирование, проектирование, программирование. По словам Президента Р. Ф. В. В. Путина инженерное образование в Р. Ф. нужно вывести на новый более высокий уровень.
Именно поэтому идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных поставленных задач научно-технического прогресса, т. е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Венгер, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление технических объектов, обладающих признаками полезности и субъективной новизны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов.
В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности и мышление. Одним из таких средств является лего-конструирование.
«ЛЕГО» - педагогика – это одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор, который побуждает к умственной активности и развивает мелкую моторику рук.
«ЛЕГО» -технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности «ЛЕГО»-технология служит одним из важнейших средств развития и обучения в образовательных учреждениях.
«Лего»-конструирование как средство развития технического творчества в старшем дошкольном возрасте
Конструктор «Лего»- является самым популярным, доступным и любимым среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь ребёнок – это маленький инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, строить необычные конструкции.
Не зря специалисты относят «Лего» -конструирование к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.
Кроме того, для воспитателей детского сада конструктор «ЛЕГО» является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
Образовательная область
Область применения «Лего» - конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей «Лего»- конструктора.
Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объекта окружающего мира (Форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Речевое развитие
Работа с педагогом.
Цель: развивать фонематический слух, звуковой и интонационной культуры речи словообразования, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование- создания замысла из деталей «Лего»-конструктора
Цель: формировать умения реализации самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно- модельной
Физическое развитие
Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается «Лего»-конструирование. В нашем детском саду тоже есть комната, которая позволяет заниматься с детьми «Лего» -конструированием.
Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.
Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными и считаю следующие преимущества конструкторов:
широкие технические характеристики;
многофункциональность;
эстетичный внешний вид;
возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.
Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное, самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.
На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать и создавать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов, сказок или книг.
В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа :