Эрна Никитина
Конспект занятия по экспериментированию «Лаборатория воды» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Лаборатория воды» с использованием современных образовательных технологий (экспериментирование) для подготовительной группы
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи
Образовательные:
- расширить знания детей о воде и ее свойствах опытным путем;
- дать представление о свойствах предметов при взаимодействии с водой.
- совершенствовать умения анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Лаборатория воды“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
-развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Область в интеграции: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: письмо, картинки с изображением состоянием воды, стол, стаканчики, ложечки, сахар, масло растительное, виноградины, спички, мыло.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи НОД
Сформировать мотивацию на предстоящую познавательно - исследовательскую деятельность
Содержание НОД
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в кружок.
-Рада видеть всех сейчас, ведь давно ждала я вас.
Дружно за руки беремся и друг другу улыбнемся.
- Посмотрите, ребята, вот стоит волшебный сундучок, в котором находится: злость, обида и грусть. Чтобы наша встреча прошла в дружбе и согласии и чтобы у всех было хорошее настроение, я предлагаю вам спрятать свою злость, обиду и грусть в этот сундучок и унести его за дверь. (Выносят сундучок за дверь).
- Ребята, сегодня на адрес вашего детского сада пришло письмо. Давайте почитаем его. Интересно от кого оно? - Дорогие друзья! Пишут вам ученые-исследователи из "Лаборатории "!
Нам не хватает помощников – лаборантов для проведения исследований. Пожалуйста, помогите!
Ребята, вы хотите стать помочь ученым? Тогда возьмите шапочки и фартуки и оденьте на себя. Теперь вы – настоящие ученые. А кто из вас знает чем занимаются ученые – исследователи?
Воспит. : Правильно! Они проводят опыты и эксперименты.
Проходите, пожалуйста, за рабочие столы.
(дети рассаживаются на места)
Воспит. : Опыты, ребята, как фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают.
А вот то с чем будут связаны наши исследования, вы должны отгадать из загадки:
Она и в озере,
Она и в лужице.
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Воспит. : Правильно. Это вода. И так, ребята, вы готовы погрузиться в мир опытов и экспериментов?
Но сначала я перечислю вам правила,которые надо соблюдать при проведении опытов?
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Ничего не бери в рот.
4. Внимательно слушать.
5. В конце опытов делать выводы
И так, приступим!
Опыт № 1
«Мистер виноград»
Воспит. : У меня в руках бутылка с водой. Я буду наливать ее вам в стаканчики. (Вода пузыриться)
Какая это вода? Кто догадался? ( дети: минеральная)
А как вы определили? (появились пузырьки, выходит газ)
Воспит. : Возьмите виноградинку и опустите ее в стакан с водой. Что происходит с виноградом?
(она опускается на дно)
Виноградинка тяжелее воды и поэтому тонет. А теперь посмотрите, что вы видите?
(она покрылась пузырьками и всплывает)
Воспит. : Ягодка покрыта пузырьками воздуха. А что легче - вода или воздух? Воздух у нас легче воды и стремиться вверх. Вот он и поднимает виноград. Смотрите - на поверхности пузырьки воздуха лопаются, и виноградинка снова опускается на дно.
Вывод :воздух легче воды (после вывода по каждому опыту на доску вывешивается условное обозначение виде картинки)
Опыт № 2
«Радужная вода»
Воспит. : Ну что же, приступим к следующему опыту. Мне нужна ваша помощь, ребята. Я приглашаю три человека. Поднимите руки, кто хочет.
(вызываю детей. Они подходят к столу и выполняют задание)
Сейчас я насыплю в стаканчики сахар: в первый стаканчик я сахар класть не буду, во второй я положу 1 чайную ложку сахара, в третий 2 ложки сахара, а в четвертый 3 чайных ложки сахара. Тщательно все размешиваем, чтобы сахар растворился полностью. Пока вы растворяете сахар, я добавлю в каждый стаканчик краски. Все тщательно перемешиваем. Спасибо за помощь, ребята. Проходите на свои места.
Внимание! Начинается волшебство. Я беру шприц и набираю воду из первого стаканчика, который был без сахара и выливаю ее в бокал. Затем я набираю воду из второго стаканчика воду, в котором было… кто, помнит, сколько сахара мы положили? (1 чайная ложка).
Осторожно опускаю в бокал и медленно выпускаю воду из шприца.
Также набираю воду из третьего стаканчика и медленно выпускаю воду в бокал. А сколько ложек сахара мы в него положили? (2 чай. Ложки)
То же самое я делаю с четвертым стаканчиком с водой, где было сколько сахара? (3 ч. л.)
Посмотрите, какая красота у нас получилась! На что это похоже?
Воспит. : От сахара вода стала плотной. Чем больше сахара мы положили, тем плотнее она становилась и не смешивалась. Вывод:теперь мы знаем, что вода имеет плотность.
Физминутка.
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Воспит. : Ребята, присаживайтесь на места.
Опыт»№ 3
«Что вверху?»
- Дети, как вы думаете, что произойдет с водой, если ее смешать с маслом? (ответы детей)
- Давайте проведем эксперимент.
(У воспитателя один стакан с закрашенной водой, второй с растительным маслом. Сначала берем воду и выливаем ее в большую прозрачную форму, затем маленькой струйкой выливаем растительное масло в эту же емкость. Наблюдаем).
- Что произошло (вода и масло не перемешались, вода осталась внизу, а масло вверху).
- Почему?
Вывод: вода тяжелее масла.
Опыт № 4
«Спичечные бега»
Воспит. : На ваших столах остались неиспользованные приборы. Назовите их, пожалуйста. Теперь тарелочки с водой подвиньте поближе. Опустите на середину тарелки кусочек сахара. Положите в воду спички. Смотрите, спички начинаю сближаться друг к другу.
Сахар начинает впитывать воду, возникает течение, которое сближает спички.
А теперь опустим кусочек мыла в воду. Что происходит со спичками?
(они разбежались)
Может, кто знает почему (варианты ответов)
Воспит. : Мыло создает пленку на поверхности воды, которая заставляет спички «разбегаться».
Вывод: сахар впитывает воду и создает течение, а мыло создает пленку.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспит. : Вот сколько интересных опытов мы с вами провели! Наша лаборатория завершила свою работу.
Давайте обсудим, что мы узнали из опытов. (опираясь на условные обозначения на доске)
… с виноградом? (воздух не дает утонуть, воздух легче воды).
А из опыта с «Радужной водой»? (вода имеет плотность).
- Что произошло с водой и маслом (вода и масло не перемешались, вода осталась внизу, а масло вверху).
(вода тяжелее масла).
Что узнали из опыта со спичками? (сахар впитывает воду и создает течение, а мыло создает пленку).
Воспит. : Ученым понравилось, как вы сегодня работали и вам в награду прислали волшебные раскраски.