Юлия Иващенко
Квест-игра — современная игровая технология ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Квест-игра - современная игровая технология ДОУ».
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
В своей работе стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
Публикация «Квест-игра — современная игровая технология ДОУ» размещена в разделах
Реализация программ дошкольного образования происходит в форме - игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.)
Если говорить о квесте, как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений. Это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.
Квесты для дошкольников должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств,
формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность).
Существуют следующие виды квестов
- линейные - содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
- штурмовые - с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи.
- круговые - тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Работая с детьми раннего возраста используем линейный вид квестов. В этом возрасте ребенок очень эмоционален, его легко отвлечь. Познание окружающего мира происходит через собственное восприятие. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет и поэтому помещение для проведения квеста должно ограничиться группой, где дошкольники привыкли находиться. Ведущая роль принадлежит воспитателю. Задания следует ориентировать на наглядные примеры. Чтобы детям было понятно, воспитатель должен сначала дать план действия, то есть показать сам, а затем попросить детей повторить. Так как в данном возрасте пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, для квеста будет достаточно 2-3 активности, длительностью 15 мин.
К трем годам ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторым дефектами. Сюжет игры должен основываться на сказках, на знакомых игрушках (мишка, зайчик, Айболит, белочка). В игру можно включать персонажи кукольного театра. Развитие мелкой моторики – необходимый навык. Для этой цели подойдут задания, связанные с сенсорикой (лепкой, шнуровкой, сортировкой мелких предметов, конструктором). Примеры квест-игр для детей раннего возраста «Белкина кладовка», «Проказы Бабы Яги», «Поможем Чебурашке», «В поиске клада» и т. д.
Возможность играть в квесты семьей – это очень хорошая альтернатива сидению у телевизора. Участие родителей в квестах помогает сплотить семью т. к. это отличный способ группового взаимодействия и хорошая альтернатива в профилактике компьютерной зависимости. Детские квесты – это игры, которые проходят в реальном мире, по эту сторону экрана и дарят массу положительных эмоций. Квест – это не только развитие, но море эмоций и это именно та форма организации образовательной деятельности, которая приносит большую пользу, как взрослым, так и детям:
И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал. Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.
Список литературы:
1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.
2. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6.
3. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.