Елена Соколикова
Консультация «Культурно-гигиенические навыки у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.
Публикация «Консультация „Культурно-гигиенические навыки у детей“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после гимнастики утренней принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не садятся за стол, предварительно не вымыв руки, и для ребенка это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых парах, правильно усвоить нужный навык.
«Как научить ребенка мыть руки»
Прежде, чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Позвольте ему наблюдать ваши обычные процедуры в ванной комнате, которые включают в себя мытье рук. Если он увидит, как вы моете руки, то он, вероятно, начнет ассоциировать мытье рук с посещением туалета. Попросите его встать на табуретку, чтобы он мог достать до раковины, и помогите ему с водой и мылом. Не следует торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него.
Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает ему или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему полную самостоятельность.
Вы можете предложить ребенку, игру, с которой ему будет интересней стремиться к самостоятельности.
«Мыльные перчатки»
Цель: учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения умывания.
«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
Засучить рукава ( взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»)
открыть кран;
сложить ладони рук «лодочкой»;
Подставить руки под струю воды;
Закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.
Как выработать у ребенка привычку ежедневно чистить зубы.
К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью РТ. Самостоятельно чистить зубы ребенок начинает к двум годам. Как же правильно научить выполнять эту процедуру?
Самые первые и лучшие учителя – это родители. Именно их пример лежит в основе обучения ребенка чистке зубов. Мама или папа должны держать щетку вместе с ребенком и направлять движения его руки.
Игра «Распорядок дня»
Заранее приготовьте картинки с символическими пунктами распорядка дня ребенка. Их можно нарисовать самостоятельно, а можно вырезать из журналов. Например – солнышко – пора вставать; тарелка с кашей – завтрак; зубная щетка и паста - умывание; велосипед – прогулка; кровать и месяц в окошке – пора спать.
Сначала разложите картинки в правильном порядке. Просмотрите их вместе с ребенком, четко проговаривая последовательность действий. Затем перемешайте картинки и предложите ребенку их разложить в правильном порядке. Затем опять перемешайте картинки, спрятав одну из них. Пусть ваш ребенок определит, какое необходимое действие пропущено.
Эта игра поможет ребенку усвоить распорядок дня и запомнить, что некоторые события его жизни (завтрак, умывание, чистка зубов и т. д.) должны происходить обязательно каждый день.
Игра «Фея – волшебница»
Эта игра – диалог, которая развивает внимание и коммуникативные способности. Вам понадобятся песочные часы на 3 минуты. Перед началом игры объявите, что вы фея. Вы будете давать малышу поручения, которые он должен выполнить. Так же он будет отвечать на вопросы ваши. Сначала спросите, в какой руке надо держать зубную щетку. После правильного ответа попросите ребенка показать это. Затем задайте вопрос, как на щетку накладывают зубную пасту? После того, как зубная паста окажется на щетке, попросите ребенка чистить зубки столько времени, сколько песок в песочных часах перетекает сверху вниз. По истечении этого времени переверните часы и поручите ребенку полоскать рот.
Учить ухаживать за волосами.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой).
«Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на
ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные
волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце
расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание
на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на
ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные
волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце
расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание
на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на
ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные
волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце
расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание
на то, что он стал таким же красивым, как кукОборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит его попробовать это сделать самому. Дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху, вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало. Обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Не забывайте также и об этом:
Всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок?
Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговка, - и сразу их устранять?
Вытирает ли он ноги, входя в помещение?