Татьяна Павловна Белоусова
«Куклотерапия» как эффективное средство коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия в моей работе выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в будущем.
Я, как дефектолог, считаю куклотерапию очень действенным методом.
Комплекс воспитательных и коррекционных задач, решаемых в результате такой деятельности очень велик.
Социализированный дошкольник- это какой?
• Умеющий говорить, обратиться с вопросом, установить вербальный контакт со взрослым или сверстником.
Публикация «„Куклотерапия“ как эффективное средство коррекционной работы» размещена в разделах
• Активный. Любознательный. Умеющий думать, устанавливать элементарные причинно - следственные отношения, делать выводы о явлениях окружающего мира
• Эмоционально адекватный и эмоционально отзывчивый.
• Соблюдающий элементарные нормы поведения в обществе, адекватно себя ведущий.
Взаимодействие с куклой способствует формированию социально уверенного поведения, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, выразительных средств речи и невербального общения. С помощью кукол дети учатся выполнять и использовать жесты, показывать свои чувства, лучше понимать других людей. У ребенка происходит выработка новых конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях. Также идет развитие самоуверенности, развитие самоконтроля и самооценки.
Управление куклой требует определенного уровня сформированности ручной умелости, поэтому работа с куклой неоценима для развития мелкой моторики рук. В роли ведущей руки может выступать как правая рука, так и левая поочередно. При желании ребенка можно дать ему сразу две куклы на обе руки для выполнения симметричной работы. Управляя куклой во время занятия или спектакля, ребенок должен следить за тем, чтобы кукла стояла и ходила прямо, правильно держала голову и руки
Куклотерапия «дробится» мной в несколько разных направлениях:
Игра.
Известно, что дети любят играть. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это позволяет максимально творчески решать поставленные задачи. В первую очередь это интересно детям. Деятельность базируется на принципах и закономерностях развития ребенка, учитывается его психологическая комфортность. Коррекционные задачи решаются в процессе обычной детской игры, основными действующими лицами являются куклы (мягкие игрушки) и дети. Игры выбираем на развитие слухового внимания, памяти и т. д.
Сказка.
Ребенка вовлекаю в сказку, которая разыгрывается с помощью кукол (сказка может быть придуманной или общеизвестной). Для сочинения сказки использую определенные правила, алгоритм:
1. Знакомство с героем. Это может быть животное, игрушка, волшебный герой или волшебный предмет.
2. Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом. Описываю героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил какую то проблему, несоответствие. Это сопровождается описанием его эмоционального состояния, его переживаний.
3. Пути решения проблемы. Здесь рассказываю, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего, находя позитивное решение. Тут происходит развязка
5. Мораль. Герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь.
Сочиненную сказку можно просто рассказать детям, а лучше визуализировать все действия, проиграть с помощью куклы. Так же, можно нарисовать эту сказку.
Психогимнастика.
– это специальные упражнения, игры, по формированию правильных поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Достоинства психогимнастики:
• Упражнения носят игровой характер
• Упражнения опираются на естественные механизмы в развитии ребенка (онтогенетический характер);
• Упражнения по содержанию социальны
Игры с элементами театрализации. Ребенок примеривает на себя роль различных персонажей, разыгрываются этюды, сценки. Сюда входят:
• речевые упражнения;
• этюды на выразительность жестов;
• этюды на выражение эмоций;
• этюды на воспроизведение основных черт характера;
1. Речевые упражнения развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом.
2. Этюды на выразительность жестов помогают ребенку правильно понимать и употреблять сопряженно с речью и без нее движения рук, учат адекватно использовать жесты в жизни.
3. Этюды на выражение основных эмоций учат понимать и чувствовать состояние другого человека и учат адекватно выразить своё состояние.
3. В этюдах на выражение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Этюды по времени непродолжительны, по содержанию разнообразны и доступны.
Занятия по куклотерапии провожу 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Структура:
3. Разминка
4. Основная (коммуникативная) часть
5. Заключительная часть
Занятие по куклотерапии начинается с общей разминки. Ее задача – поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Использую здесь упражнения и игры на внимание.
В основной части занятия происходит
Появление куклы.
Приветствие куклы
Описание куклы (внешний вид, характер, слова- эпитеты)
Диалог с куклой (кукла спрашивает о чем то детей)
Интервью куклы (дети задают кукле вопрос)
Разыгрывание мини-этюдов с куклой
Физминутка с куклой
Сказки, игры, этюды с участием куклы и без нее (для нее)
Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.
В заключительную часть занятия включаю упражнения и игры на рефлексию, закрепление положительного эффекта.
Структура занятия подвижна, возможно ее изменение.
Успешность реализации проекта буду производить в конце года по следующим критериям:
• Уровень развития связной монологической и диалогической речи.
• Наличие сопутствующих позитивных изменений в личностной сфере ребенка (снижение стеснительности; повышение доброжелательности).
Театральную составляющую оценю по следующим показателям:
1 Этюдный тренаж
• Дикция
• Жесты
• Мимика
• Движение
2 Этюды с куклами
• Желание играть с куклой
• Умение управлять ею
• Способность импровизировать
3. Игры-драматизации
• Умение общаться с партнером
• Способность импровизировать при создании образа
• Желание участвовать в играх-драматизациях