Эльмира Рафикова
Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство формирования первоначального представления о ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда как, эффективное средство формирования первоначального представления о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста».
С введением ФГОС ДОО должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной. Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс ознакомления и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Главная задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство формирования первоначального представления о ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Театрализация, инсценнировки, спектакли
- ПДД. Уголки и центры
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
жизни должно стать для воспитанников осознанной необходимостью и поэтому поставили перед собой цель - формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице. Данная цель достигается за счет работы в разных направлениях: работа с детьми - ознакомить с основными правилами безопасности на дорогах и улицах; работа с родителями - это родительские собрания, день открытых дверей, круглые столы, папки – раскладушки, совместные праздники; встречи с сотрудниками ГИБДД, НОД; работа с другими учреждениями – сотрудничество с ГИБДД, Борской Межпоселенческой библиотекой, ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское.
Старшим воспитателем структурного подразделения создана электронная картотека с играми, конспектами, методическими разработками, сценариями по ПДД. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится систематически и основывается на комплексном подходе.
В течение года в групповых помещениях обновляются уголки по безопасности, проводятся консультации для родителей с участием сотрудников ГИБДД, в методическом кабинете создана мини библиотека «Юный пешеход», которая содержит художественную литературу, а также материалы для проведения консультаций для родителей, наглядный материал.
В группах представлено много дидактических, настольно - печатных игр, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки; режиссерские и сюжетно – ролевые, которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения»; атрибутов для ролевых игр, игр соревнований, которые изготавливаются воспитателями и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала. В нашей группе сформирована предметно-развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения: создан уголок по ПДД, он наполнен разнообразным дидактическим и наглядным материалом, также изготовлены макеты улицы и перекрестка.
• универсальные макеты «Улицы нашего села», «Улица рядом с домом»;
• визуальная наглядность - плакаты ( изготовлен педагогами и родителями воспитанников старшей группы иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д.);
• материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы и т. п.);
• оборудование для подвижных игр (фуражка, маски и т. п.). Кроме того, изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено», «Куда спрятался знак?», ««Водители» и др.
Книжный центр пополнен разнообразной познавательной и художественной литературой по ознакомлению детей безопасному поведению на дороге, картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения, транспорте. В оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».В течении учебного года и период летней оздоровительной работы с детьми проводились праздники, развлечения с участием родителей и с сотрудниками патрульно – постовой службы: «В гости к Светофорику», «Лучший пешеход», «Красный, желтый, зеленый» и тд.
Наш детский сад оснащен современными средствами обучения : интерактивная доска, телевизор, проектор, ноутбук. Эти средства, позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. При организации воспитательно – образовательного процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения мы активно используем современные образовательные технологии – ИКТ.
В феврале наше структурное подразделение участвовало на областном смотре – конкурсе на лучшее дошкольное образовательное учреждение по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и заняло 2 место.
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения и соблюдения ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Сегодня детский сад стремится обеспечить качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.