Суюмбика Шаукатовна
«Кто мама малыша». Образовательная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кто мама малыша?
Образовательная деятельность по русскому языку
в подготовительной к школе группе
Галиуллина Суюмбика воспитатель Альмендеровского детского сада Апастовского района
Цель: повышать интерес к изучению русского языка посредством использования учебно-методического комплекта (УМК) по обучению русскому языку и мультимедийных средств обучения.
Образовательные задачи :
Публикация «„Кто мама малыша“, Образовательная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
а) лексика: активизировать и обогащать словарь детей названиями домашних животных и их детёнышей, словами, обозначающими особенности их жизнедеятельности; ввести слова: «скотный двор», «коровник», «конюшня», «овчарня», «конура», «свинарник», «кумыс».
б) фонетика: работать над звуковой культурой речи, вырабатывать произношение звука [ш] в словах.
в) грамматика: упражнять в составлении грамматических конструкций по данному воспитателем образцу (Я – корова. Я говорю «Му-у-у». Мой малыш – телёнок. Он тоже говорит «Му-у-у»); вырабатывать навыки диалогической речи.
Развивающие задачи: развивать познавательную и речевую активность, мышление, память.
Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи, интерес к жизни домашних животных.
Наглядные пособия и атрибуты:
1. Картинки: изображения жилищ домашних животных (коровника, конюшни, овчарни, конуры, дома, свинарника); маски домашних животных (коровы, лошади, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, поросёнка); изображения детёнышей домашних животных (телёнка, жеребёнка, ягнёнка, козлёнка, щенка, котёнка); плакаты для демонстрации: «Продукты питания», «Предметы по звуку [ш]».
2. Аудиозаписи: грустная и весёлая мелодии; звуки, издаваемые домашними животными.
3. Видеоматериалы: анимационный фильм «Домашние животные и их дети» (с сайта You Tube).
4. Мультимедийная техника: проектор, экран, ноутбук.
5. Рабочая тетрадь: «Изучаем русский язык» для детей 6–7 лет (тема «Двор и дом», задание №1, стр. 11).
Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание, социализация, физическая культура.
Ход деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Я очень рада видеть вас.
Дети. Здравствуйте. !
(Игра «Здравствуй!» Дети образуют круг и рассказывают стихотворение, выполняя движения согласно тексту.)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю.
Я вас всех приветствую.
II. Встреча с поросёнком
(Звучит грустная мелодия. На другом конце групповой комнаты за ширмой слышится чей-то плач.)
Воспитатель. Ой, слышите, кто-то плачет? Давайте посмотрим, кто это.
(Воспитатель и дети идут к ширме. Оттуда выходит ребёнок в маске поросёнка.)
Воспитатель. Что случилось, малыш? Почему ты плачешь?
Ребёнок в маске поросёнка. Я потерял свою маму. (Снова плачет.)
Воспитатель. А кто твоя мама?
Ребёнок в маске поросёнка. Не знаю. Моя мама говорит «Хрю-хрю».
III. На скотном дворе
Воспитатель. Ребята, давайте поможем малышу найти его маму. Поможем?
Дети. Да! Поможем!
Воспитатель. Ну, тогда отправимся в путь.
(Идут по кругу друг за другом, рассказывая стихотворение «Я иду и ты идёшь» и сопровождая текст соответствующими движениями.)
Я иду, и ты идёшь,
Ножки топают:
– Топ, топ, топ!
Я пою, и ты поёшь,
Ручки хлопают:
– Хлоп, хлоп, хлоп!
(На магнитной доске – изображение скотного двора. За доской расположена ширма.)
Воспитатель. Ребята, это скотный двор. А вот первое жилище на скотном дворе (располагает изображение коровника на доске). Это коровник. Кто здесь может жить? Давайте постучимся и узнаем. ( Стучат: «тук-тук-тук». Слышится мычание коровы.)Ребята, кто это может быть? Кто так мычит?
Дети. Корова. (Из-за ширмы выходит ребёнок в маске коровы, в руке у него изображение телёнка.)
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске коровы. Нет. Я – корова. Я говорю: «Му-у-у». Мой малыш – телёнок. И он тоже говорит: «Му-у-у».
Воспитатель. Ребята, кто живёт в коровнике?
Дети. В коровнике живёт корова.
Воспитатель. Как называется малыш коровы?
Дети. Телёнок.
Воспитатель. Как говорят корова и телёнок?
Дети. Они говорят: «Му-у-у».
Воспитатель. А какую пользу приносит корова человеку?
Дети. Корова даёт молоко и мясо.
Воспитатель. А из молока люди делают разные продукты.
(Игра «Назови продукты из молока». Воспитатель показывает плакат с изображением продуктов питания, большинство из которых продукты, сделанные из молока. Дети называют молочные продукты. Например, «кефир», «творог», «мороженое», «сливочное масло», «йогурт» и т. д.).
Воспитатель. Ну что же, здесь мы не нашли маму нашего малыша. Пойдём дальше.
(Идут по кругу друг за другом, рассказывая стихотворение «Я – мы» и сопровождая текст соответствующими движениями.)
Я иду, иду, иду,
Я на месте не стою.
Мы идём, идём, идём,
Мы на месте не стоим.
(На магнитной доске – изображение конюшни.)
Воспитатель. Вот мы дошли до следующего жилища на скотном дворе. Это конюшня. Кто здесь может жить? Давайте постучимся и узнаем. ( Стучат: «тук-тук-тук». Слышится ржание лошади.) Кто это может быть?
Дети. Лошадь (из-за ширмы выходит ребёнок в маске лошади, в руке у него изображение жеребёнка).
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске лошади. Нет. Я – лошадь. Я говорю: «Иго-го-го». Мой малыш – жеребёнок. И он тоже говорит: «Иго-го-го».
Воспитатель. Ребята, как называется жилище лошади?
Дети. Конюшня.
Воспитатель. Как называется детёныш лошади?
Дети. Детёныш лошади – жеребёнок.
Воспитатель. Как говорят лошадь и жеребёнок?
Дети. Они говорят: «Иго-го-го».
Воспитатель. А какую пользу приносит лошадь человеку?
Дети. Лошадь перевозит людей и грузы. Даёт мясо.
Воспитатель. А ещё лошадь даёт молоко. Из лошадиного молока делают кисломолочный напиток кумыс.
(Игра «Назови предметы на звук [ш]». Воспитатель показывает плакат с изображением предметов, в названии большинства из которых есть звук [ш]». Дети должны назвать только те предметы, в названии которых есть этот звук. Например, «шуба», «кошка», «шашки», «карандаш» и т. д.)
Воспитатель. Ну что же, и здесь мы не нашли маму нашего малыша. Пойдём дальше.
(Идут по кругу друг за другом, рассказывая стихотворение «На лошадке ехали» и сопровождая текст соответствующими движениями.)
На лошадке ехали (шагаем на месте, –
До угла доехали.
Сели на машину (бег на месте, –
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали (приседания).
Трр! Стоп! Разворот! (поворот кругом)
На реке – пароход (хлопаем в ладоши,
Пароходом ехали,
До горы доехали (шагаем на месте).
Пароход не везёт,
Надо сесть на самолет.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит (руки в стороны, полетели) – у-у-у.
(На магнитной доске – изображение овчарни.)
Воспитатель. Вот мы дошли до следующего жилища на скотном дворе. Это овчарня. Кто здесь может жить? Давайте постучимся и узнаем. ( Стучат: «тук-тук-тук». Слышится блеяние овцы.) Кто это может быть?
Дети. Овца (из-за ширмы выходит ребёнок в маске овцы, в руке у него изображение ягнёнка).
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске овцы. Нет. Я – овца. Я говорю: «Бе-е-е». Мой малыш – ягнёнок. И он тоже говорит: «Бе-е-е».
(Из-за ширмы слышится блеяние козы.)
Воспитатель. Ребята, в овчарне ещё кто-то есть. Кто так блеет?
Дети. Коза (из-за ширмы выходит ребёнок в маске козы, в руке у него изображение козлёнка).
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске козы. Нет. Я – коза. Я говорю: «Ме-е-е». Мой малыш – козлёнок. И он тоже говорит: «Ме-е-е».
Воспитатель. Ребята, где живут овца и коза?
Дети. В овчарне.
Воспитатель. Как называется детёныш овцы?
Дети. Детёныш овцы – ягнёнок.
Воспитатель. А кто малыш козы?
Дети. Козлёнок.
Воспитатель. Как говорят овца и ягнёнок?
Дети. Они говорят «Бе-е-е».
Воспитатель. А коза и козлёнок?
Дети. «Ме-е-е».
Воспитатель. А какую пользу приносят людям овца и коза?
Дети. Овца и коза дают мясо и шерсть. Коза даёт молоко.
Воспитатель. Ну что же, и здесь мы не нашли маму нашего малыша. Уже темнеет. Нужно идти быстрее. Побежим.
(Идут по кругу друг за другом, рассказывая стихотворение «Я – мы» и сопровождая текст соответствующими движениями.)
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим.
(На магнитной доске – изображение конуры.)
Воспитатель. Вот мы дошли до следующего жилища на скотном дворе. Кто знает, что это? Да, правильно, это конура. Кто здесь может жить? Давайте постучимся и узнаем. ( Стучат: «тук-тук-тук». Слышится лай собаки.) Кто так лает?
Дети. Собака (из-за ширмы выходит ребёнок в маске собаки, в руке у него изображение щенка).
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске собаки. Нет. Я – собака. Я говорю: «Гав-гав». Мой малыш – щенок. И он тоже говорит: «Гав-гав».
Воспитатель. Ребята, как называется жилище собаки?
Дети. Жилище собаки – конура.
Воспитатель. Щенок – это кто?
Дети. Это детёныш (малыш) собаки.
Воспитатель. Как говорят собака и щенок?
Дети. Они говорят: «Гав-гав».
Воспитатель. А какую пользу приносит собака человеку?
Дети. Собака охраняет дом и человека.
Воспитатель. Ребята, рядом с конурой стоит дом. Там кто-то есть.
(Из-за ширмы слышится мяуканье кошки.)
Воспитатель. Кто это так мяукает?
Дети. Кошка (из-за ширмы выходит ребёнок в маске кошки, в руке у него изображение котёнка).
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске кошки. Нет. Я – кошка. Я говорю: «Мяу-мяу». Мой малыш – котёнок. И он тоже говорит: «Мяу-мяу».
Воспитатель. Ребята, где живёт кошка?
Дети. Кошка живёт в доме.
Воспитатель. У собаки – щенок, а у кошки –… ?
Дети. Котёнок.
Воспитатель. Как говорят кошка и котёнок?
Дети. Они говорят: «Мяу-мяу».
Воспитатель. А какую пользу приносит людям кошка?
Дети. Кошка ловит мышей.
IV. Работа в тетрадях
Воспитатель. Ребята, животные проголодались. Давайте их покормим.
Работа в тетрадях. (С. М. Гаффарова и др. Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет «Изучаем русский язык». Тема: Дом и двор. Задание №1, стр. 11). Воспитатель объясняет порядок выполнения задания. Дети выполняют задание в своих тетрадях. Затем воспитатель предлагает нескольким детям объяснить выполнение задания у экрана, где через проектор демонстрируется электронный вариант страницы с тем же заданием из рабочей тетради.
V. Конец путешествия
Воспитатель. Ну что же, и здесь мы не нашли маму нашего малыша. Уже темнеет. Надо идти быстрее. Полетели.
(Идут по кругу друг за другом, рассказывая стихотворение «Я – мы» и сопровождая текст соответствующими движениями.)
(На магнитной доске – изображение свинарника.)
Воспитатель. Вот мы дошли до последнего жилища на скотном дворе. Это свинарник. Давайте постучимся и узнаем, кто здесь живёт? ( Стучат: «тук-тук-тук». Из-за ширмы выходит ребёнок в маске свиньи.)
Воспитатель. Здравствуйте! Это не ваш малыш? Его мама говорит : «Хрю-хрю»?
Ребёнок в маске свиньи. Да, конечно. (Звучит весёлая мелодия). Это я – его мама. Я – свинья. Я говорю «хрю-хрю». А это мой малыш – поросёнок (обнимает ребёнка в маске поросёнка). Спасибо вам, ребята, что нашли его.
Ребёнок в маске поросёнка (радостно). Спасибо.
Воспитатель и дети. Не за что. Пожалуйста. Мы всегда рады помочь.
Воспитатель. Да, ребята, вы – молодцы! В благодарность за то, что вы помогли поросёнку найти его маму, предлагаю посмотреть фильм про приключения поросёнка.
(Дети смотрят анимационный обучающий фильм «Домашние животные и их дети» (скачен с сайта You Tube).
Литература.
Гаффарова С. М., Гарафиева Г. З., Гарипова Д. С. и др. Изучаем русский язык : Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. – Казань: Хтер, 2011.
2. Гаффарова С. М., Гаффарова Ч. Р., Гарафиева Г. З. Изучаем русский язык : Программа, методические рекомендации, диагностика. – Казань: Первая полиграфическая компания, 2013.
3. Гаффарова С. М. и др. Изучаем русский язык : Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – Казань: Татар. кн. изд—во, 2011.
4. Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань: РИЦ, 2012.