Ниязова Фидалия Франсовна
Организация образовательной деятельности по изучению свойств воды в подготовительной к школе группе «Путешествие с Брызгалкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие с брызгалкой»
Программное содержание: Расширять знания детей о свойствах воды, и о ее значении в жизни человека. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Развивать социальные навыки: договариваться учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Организация образовательной деятельности по изучению свойств воды в подготовительной к школе группе „Путешествие с Брызгалкой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предварительная работа:
1. Чтение сказки Г. Х. Андерсена Русалочка.
2. Наблюдение за снегом, льдом, водой.
3. Рассматривание различных изображений воды.
Материал: сказочный сундучок,загадки, яркие буквы, вода (в жидком состоянии, лед, горячая вода, грязная вода, карточки с рисунками, мыло, груши, апельсины, шерсть, шелк, металлические предметы, дерево, пенопласт, вареное и сырое яйцо.
Ход занятия: Дети входят в группу. Повсюду брызги воды.
Воспитатель: Что это такое у нас на полу?
Дети: брызги.
Воспитатель: А как вы думаете откуда они взялись?
Дети высказывают свои мнения (прошел дождь, кто то пролил воду, накапало с потолка).
Появляется брызгалка (озорная девчонка с лейкой и колокольчиком в руках, в волосах блестят мокрые ленточки.) Брызгалка хохочет, брызгает детей из лейки.
Брызгалка : Ребята, я приглашаю вас в мою волшебную страну. Ой, только я забыла как она называется. Ну ничего, у меня есть сказочный сундучок, в нем находятся загадки и яркие буквы. Если вы правильно разгадаете загадки, то из букв получится нужное слово, и я вспомню название своей страны.
Быстро убегает
Прямо из под ног,
Брызгами играя
Прохладный ….
Дети: ручеек.
Дети получают от брызгалки букву «В».
Брызгалка :
а за поворотом,
Тихо и глубока,
Течет качая лодки,
Широкая….
Дети: река.
Дети получают букву «О»
Брызгалка :
Облака нахмурятся,
Соберутся в кучу,
Ты увидишь черную,
Грозовую….
Дети: тучу.
Дети получают букву «Д».
Брызгалка :
Облака и тучи
Рисовал художник,
На него из тучи
Проливался ….
Дети: дождик.
Дети получают букву «А».
Ребята сейчас я прочитаю слово которое получилось из наших букв. «ВОДА».
Брызгалка : А где вы видели воду на улице?
Дети перечисляют, где они на улице (лужа, дождь, снег, лед и т. Д)
Брызгалка : Представьте, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? Растения, животные, люди погибнут. Поэтому воду нужно беречь!
Вода нужна всем. Надо чтобы ее было много. Попрошу-ка я своего друга дождика лить целыми днями. Здорово будет правда?
Дети не соглашаются с Брызгалкой и высказывают свои предложения.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Капельки»
Представьте что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (это значит все ходят по группе.)
Но вот капельки встречаются друг с другом и получается ручеек. (дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются парами.)
А теперь ручеек течет и впадает в море. (дети берутся за руки и образуют круг.)
Наш круг может поменять форму как и вода. (круг из детей вытягивается в овал.)
А теперь представьте что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?
Дети: вода будет нагреваться.
Брызгалка : итак, каждый из вас частичка воды. Ваши ладоши такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. (дети бегают по залу).
А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг другу и обняться что бы стало теплее. (дети обнимают друг друга).
Посмотрите теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Брызгалка с детьми делает выводы :
1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частичка движется сама по себе;
2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы;
3. Вода в твердом состоянии - лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Я больше люблю воду в жидком состоянии. Обычно наберу ее в реке или луже и поливаю все вокруг. Вот и вас хочу угостить, пожалуйста, попробуйте. (предлагает пить детям грязную воду)
Воспитатель останавливает брызгалку дети объясняют ей что пить грязную воду нельзя.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Полезная жидкость»
Брызгалка : Ребята, а какие полезные напитки можно пить?
Дети перечисляют полезные напитки: кисель компот, морс, йогурт ит. Д.
А теперь поиграем с вами в одну очень интересную игру. Если я назову полезный напиток, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ножками.
В ходе игры брызгалка специально путает детей.
Брызгалка : а хотите узнать кто живет в моей стране?
Дети: да!
Брызгалка : овощи, фрукты, растения, животные, люди. Ребята а как вы думаете почему овощи и фрукты живут в моей стране?
Дети: потому что все они держат в себе воду.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «в чем больше воды?»
Брызгалка : А как узнать в каком фрукте больше или меньше воды? В яблоке или апельсине?
Дети: надо выдавить из него жидкость.
Брызгалка : это мы сейчас узнаем в центре «Кулинарии»
С водой-волшебницей происходит много чудес. Как вы думаете может ли вода удерживать разные предметы? Может ли она проходить сквозь них? Это мы попробуем узнать в центрах «Естествознание».
РАБОТА В ЦЕНТРАХ.
1. Центр «Кулинария»
Выжать сок из фруктов. Дети выясняют :
-какой фрукт содержит больше воды? (яблоко или апельсин)
-из чего легче выдавливать сок: из апельсина или яблока, почему?
- с помощью чего можно выжимать сок?
2. Какой вкус у воды? Три стакана воды с разным вкусом (соленая, сладкая, бесвкуссная.)
3. Можно ли склеить бумагу водой? Берем два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, попробуем сдвинуть- безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
4. игра «Тонет- не тонет»
Дети бросают в воду дерево, пенопласт, металл. Выясняют почему тонут металлические предметы.
4. Центр «Естествознания»
Опыты с яйцами. Берем два стакана с водой. В один стакан наливаем простую чистую воду и опускаем аккуратно яйцо (яйцо опустилось на дно банки). Во второй стакан наливаем теплую воду и размешиваем в ней 4-5 столовых ложек соли. Потом опустить второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности. Почему? Вывод: соленая вода плотнее обычной, поэтому яйцо не тонет. Именно поэтому в море плавать легче и не утонешь.
5. Огнеупорный шарик.
Понадобится : 2 шарика, свеча, спички, вода.
Надуем шарик и подержим его над зажженной свечой, чтобы показать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик нальем простой воды из под крана, завяжем и снова поднесем к свечке. Окажется что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи. Вывод: вода находящаяся в шарики, поглощает тепло выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и следовательно не лопнет.
Подведение итогов:
Брызгалка звенит в колокольчик и приглашает всех на обсуждение занятия.
Дети рассказывают, что нового они узнали, что больше всего им понравилось.
Брызгалка дарит детям вырезанные из цветного картона капельки на листочках и предлагает узнать в следующий раз ответ на вопрос: вода- это друг или враг.