Бондарева Екатерина
Креативность как интегральный показатель качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – это ключевая фигура системы образования. Развитием его профессионализма, нравственной культуры и проявления креативности определяются любые успехи, как в сфере образования, так и в развитии общества в целом. Повышение профессионализма педагогов признается важнейшим приоритетом российской государственной политики.
Современный педагог – всегда исследователь, готовый работать в новых, непрерывно меняющихся условиях. Креативность является одним из главных его качеств. Рейтинг креативного педагога, который способен быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ним задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед собой целей в современном обществе, стремительно возрастает.
Публикация «Креативность как интегральный показатель качества дошкольного образования» размещена в разделах
Основу педагогического кредо креативного педагога составляют следующие принципы:
видеть в воспитанниках самоценную и уникальную личность;
осознавать глубокий потенциал ребенка и способствовать его раскрытию;
демонстрировать доверие к воспитаннику с самого начала и на всем протяжении взаимодействия с ним;
признавать и уважать внутреннюю мотивацию поведения и деятельности воспитанников, исходить из нее в организации образовательной деятельности;
быть доступным для каждого ребенка, найти «ниточки» духовной связи с ним;
проявлять активность во взаимодействии, не становясь «наблюдателем со стороны»;
развивать собственные способности сопереживания, вхождения в положение другого человека и исходить из этого в своей педагогической деятельности;
развивать свою способность чувствовать эмоциональный настрой группы;
учиться хорошо понимать себя, знать свои возможности и управлять собой.
Есть ряд качеств, которыми необходимо обладать каждому педагогу, независимо от предмета преподавания, возраста воспитанников и так далее. Это любовь к своей профессии, желание заниматься выбранным делом, нравственные качества, а также креативность.
Для достижения высоких показателей креативности у детей и взрослых в ДОУ необходимы условия, это:
- создание пространственной разносторонней среды;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
- взаимодействие с родителями;
- правильно организованная система планирования;
- непрерывность повышения квалификации педагогов;
- креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.
Создание условий для развития потенциала ребенка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности можно рассматривать как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетенции педагога.
Основным критерием работы креативного педагога является качество образовательной деятельности с воспитанниками и развитие их личности.
Любая ситуация, в которой не работают традиционные пути решения проблемы, требует креативности. Креативность выражается в готовности принять новые идеи, внедрить инновации в учебный процесс, что может послужить толчком для более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Творческие способности педагога, которые можно считать синонимом понятия «креативность», определяют заинтересованность у воспитанников, что немало важно.
Выделим основные показатели деятельности современного педагога:
наделен способностями видеть индивидуальные способности воспитанников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого;
владеет формами и методами креативного образования;
использует личный опыт и мотивы воспитанников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные формы рефлексии и самооценки;
способен изменять задачи образовательной деятельности в соответствии с изменяющейся реальностью;
умеет увидеть открытия обучающихся и иные формы культурного самовыражения воспитанников, помогая их развитию;
владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ воспитанников и их защит;
умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ребенка, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений;
осознает смысл и цели образовательной деятельности по видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей воспитанников, с их творческим саморазвитием;
имеет собственную образовательную позицию, которую соотносит с позицией других педагогов, умеет ставить образовательные цели по образовательным областям, достигать и переопределять их в ходе обучения;
умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, свои педагогические ориентиры;
соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс.
Сформированность вышеописанных показателей позволяет организовать образовательную деятельность современному педагогу на креативном уровне.
Креативная образовательная деятельность – это одна из форм организации образовательного процесса, которая обеспечивает формирование творческого мышления и развития творческих способностей воспитанников; формирует систему мотивов и личностных свойств (независимость, мотивация самоактуализации); преобразует общую одаренность в активную креативность. Креативность педагога тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей воспитанников, поэтому педагогу необходимо творчески подходить к организации образовательной и свободной деятельности детей.
Задача педагога - пробудить интерес у детей к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Для развития креативного начала у дошкольников, нужно в группах создавать уголки творчества, для реализации индивидуальности каждого ребенка, приводить в систему научно-методическую базу развития креативности детей (дидактические материалы, методические пособия, игры и т. д., внедрять различные формы сотрудничества с учреждениями науки, культуры и искусства по развитию креативных способностей детей, выстраивать необходимую связь взаимодействия детского сада и семьи в развитии креативного потенциала дошкольников.
Для достижения наилучшего результата, нужно строить педагогическую работу в единой системе взаимодействия: дети-родители-сотрудники, чтобы обеспечит, с одной стороны, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а с другой стороны, помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Этому способствует совместные мероприятия, такие как развлечения, народные праздники, занятия с участием родителей. Дети приобретают не только новые знания о жизни и быте людей, усваивают основные понятия: добро и зло, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, но и учатся формировать собственное отношение к ним.
Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника.
Именно педагог создает атмосферу, которая может:
вдохновить ребенка;
стимулировать и поддерживать творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний;
обеспечивать возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций;
проявлять через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
проводить рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности;
проявлять терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям детей;
учить детей принимать и ценить собственное мнение, (как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.
Использование креативных методов обучения позволяет поддерживать и стимулировать любознательность и познавательную активность детей, побуждает интерес к разным сферам деятельности, удовлетворяет потребность в познании.
В числе креативных методов :
метод придумывания;
метод «Если бы…» (детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили и т. д.);
метод гиперболизации (увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств);
метод агглютинации (соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов, например, изобразить : бегающее дерево, летающую лису, горячий снег);
метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;
сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии помогают развить многие способности человека: он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром.
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта, это может быть придуманная собственная сказка, любой продукт творческой деятельности (рисунок, постройка, модель из конструктора и т. д.). Творческие достижения при высокой мотивации и овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности детей - высокий показатель креативности.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие креативности дает возможность педагогу увеличить исходный творческий потенциал, сформировать потребность в саморазвитии, усилить мотивацию профессиональной деятельности, тем самым повышая интегральный показатель качества дошкольного образования ДОУ. Именно креативный педагог будет всегда востребован, конкурентно-способным и любимым детьми.