индира махмудова
Конспект занятия «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Калинка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Исполнитель: Махмудова Индира Мавлудиновна,
воспитатель подготовительной к школе группы
Интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы.
Тема «Космическое путешествие».
Цель: формирование элементарных математических представлений через интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Космическое путешествие“» размещена в разделах
Образовательные: Упражнять детей в обратном счёте в пределах десяти, совершенствовать порядковый счёт, закреплять умение называть «соседей» числа, различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, трапецию, многоугольник, находить недостающую фигуру, упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа, получаса.
Развивающие: Развивать внимание, память, мыслительные операции, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, коммуникативные качества.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство сострадания, желание помочь героям.
Материал:
Демонстрационный: фишки красного, синего, зелёного цветов для звукового анализа слова, карточка с изображением планеты Земля, указка, изображение планет Солнечной системы, звёзды разного цвета, карточки со слогами для составления названий планет, часы, мяч-комета, атрибуты для Звездочета и пришельца из Космоса, зонт-Солнце с подвешенными шарами-планетами, раствор для приготовления мыльных пузырей, 2 миски;
Раздаточный: тарелки с фишками красного, синего, зелёного цветов для звукового анализа слова, карточки с изображением планеты Земля, указки, карточки на поиск недостающей фигуры, простые карандаши, трубочки по количеству детей, салфетки.
Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедии по теме «Космос», разучивание стихотворений о планетах, просмотр презентации «Космос», загадывание и отгадывание загадок о планетах Солнечной системы
Словарная работа: активизировать в речи детей названия планет Солнечной системы, жителей планеты Земля- земляне; цвета: малиновый, лимонный, салатный.
Индивидуальная работа: с Богданом- закрепить название геометрической фигуры «трапеция»; с Аидой Б. -называть число, меньше заданного на 1.
Ход занятия:
Организационный момент.
Восп. Ребята, хотите отправиться со мной в космическое путешествие? (Да). Тогда давайте вспомним, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, умным, спортивным, здоровым, отзывчивым, целеустремленным). А вы такие ребята? (Да)
Давайте вспомним «космический секрет» :
Пальчиковая гимнастика «Космический секрет»
Расскажу вам по секрету:
(указательный палец поднести ко рту)
Мы построили ракету.
(пальцы обеих рук поочередно соединяются)
Взяли сок и бутерброды (импровизация,
Вдруг лететь придется годы?
(Поочередно загибаем каждый палец)
Сейчас наши пальцы превращаются в луноход:
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук)
Психогимнастика «Энергия радости»
А теперь, космонавты, попрошу вас встать в круг. Давайте возьмемся за руки.
Посмотрите друг на друга и передайте энергию радости своим друзьям.
Звучит музыка «Мы- дети Галактики»
Дети улыбаются друг другу и протягивают руку товарищу.
Основная часть.
Восп. Кажется, все готово к полету? Давайте наденем скафандры (имитация). Занимайте места в ракете.
Дидактическая игра «Посчитай обратно»
Дети считают от 10 до 1 по цепочке. Пуск! (Звучит музыка)
Постановка проблемной ситуации.
Восп. Ребята, чтобы наш космический корабль смог приземлиться на другой планете, нужно выполнить задание. Давайте вспомним, как называется планета, на которой мы живем с вами? (Земля). А как называют жителей планеты «Земля»? (Земляне). Чем наша планета отличается от других планет? (Только на нашей планете есть жизнь)
Дидактическая игра «Определи звуки»
Посмотрите на ваши карточки. У меня и у вас на карточках спрятались звуки. Давайте их определим, но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным). Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим). Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Зеленым). Сколько всего звуков в слове «Земля»? (5).
Звуковой анализ слова «Земля»
Восп. Молодцы, космонавты, с этим заданием вы справились. Ой, посмотрите, с космоса к нам прилетела звезда. Думаю, она нам пригодится в нашем путешествии. Наш космический корабль приземляется. (музыка)
Давайте посмотрим, на какую планету прибыл наш корабль? (Марс). Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этой планете?
Чтение стихотворения ребенком:
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Климат на Марсе засушлив, суров,
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка,
Жизни на ней не нашли мы пока.
Восп. Ребята, как по-другому называют эту планету? (Красная, ржавая)
Почему ее так называют (Ответы детей)
Дидактическая игра «Определи время по часам»
Смотрите, ребята, это пришелец из космоса. Его заколдовали, поэтому он не может с нами говорить. Вы сможете ему помочь, если определите время по космическим часам. Справитесь с заданием? Какое время показывают первые часы? На какой цифре стоит короткая часовая стрелка? На какой цифре стоит длинная минутная стрелка? Который час показывают вторые часы? Почему вы так думаете? Сейтали, а ты как думаешь? Какое время показывают третьи часы? Где находится короткая стрелка? Где находится длинная стрелка? Амалия, а ты как думаешь, который час?
«Марсианин» просыпается: «Спасибо вам, дети, вы смогли меня расколдовать. Хотите поиграть со мной? (Да).
Дидактическая игра «Назови соседей числа»
Пришелец из космоса. Я буду бросать вам космический мяч-комету и называть какое-тот число, а вы называйте соседей этого числа. Согласны? Будьте внимательны! Алина, назови соседей числа 7. И тд.
Индивидуальная работа с Аидой- называть число, меньше заданного на 1.
За то, что вы сумели мне помочь, я подарю вам звезду. Она пригодится в вашем дальнейшем путешествии. До свидания, ребята.
Восп. А мы продолжаем наше путешествие. Прошу занять свои места в ракете. (звучит тревожная музыка).
Ой, ребята, кажется, что – то случилось с нашими приборами управления.
Для того, чтобы их починить, нужно нарисовать недостающие фигуры.
Сможете справиться с заданием? Приступайте к работе!
Дидактическая игра «Нарисуй недостающую фигуру»
Индивидуальная работа с Богданом- закрепить название геометрической фигуры «трапеция»
Дети выполняют задание под спокойную музыку.
Восп. Аида, назови пожалуйста фигуры, которые расположены у тебя в первом ряду, а вы, космонавты, проверьте.
Денис, назови пожалуйста, фигуры, которые расположены во втором ряду.
Сейтали, как ты считаешь, какой фигуры не хватает в третьем ряду?
Почему ты так думаешь?
Теперь приборы в полном порядке, вы получаете ещё одну звезду.
А наш полёт продолжается. (музыка)
Космический корабль приземлился.
Давайте посмотрим, на какой планете мы оказались? (Юпитер)
Чтение стихотворения ребенком:
Юпитера размеры так огромны,
Что все планеты спрятались бы в нём,
Там серы бьют фонтаны в космос вольный,
Планета эта пышет вся огнём.
Характер свой Юпитер проявляет,
Магнитный на планете бродит шторм.
Пусть каждый про планету ту узнает,
Увидит это чудо в телескоп.
Восп. А какие ещё планеты гиганты вы знаете? (Сатурн, Уран, Нептун) Чем они отличаются от других планет? (Они все имеют кольца). Ой, ребята смотрите что это? (осколки астероидов) Кажется, здесь таится новое задание. На осколках астероидов расположены различные слоги. Нам нужно составить из них слова – названия планет. Давайте попробуем!
Дидактическая игра «Составь название планеты»
Молодцы, и с этим заданием вы справились! У нас появилась ещё одна звезда! Давайте немного отдохнём и превратимся в звездочётов.
Физкультминутка «Звездочёт»
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»).
Он планетам вёл учёт (показывать в небо рукой)
Меркурий – раз. (Описать круг руками)
Венера – два. (Хлопок)
Три – Земля,
Четыре – Марс. (Присесть, встать)
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн. (наклон вправо - влево)
Семь – Уран,
Восемь - Нептун. (наклон вперёд, назад)
Девять – дальше всех Плутон. (прыжок)
Кто не верит – выйди вон! (руки в стороны)
Восп. Смотрите, ребята мы попали на новую планету!
Как она называется? (Сатурн)
Чтение стихотворения ребенком:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода
И кольца Сатурна из снега и льда.
Восп. Ребята, смотрите, на планете Сатурн оказался настоящий звездочёт.
Только почему-то он очень грустный. Давайте узнаем у него, что случилось.
- Здравствуй, Звездочёт, объясни, пожалуйста, ребятам, почему ты такой грустный.
Звездочет. Я наблюдал за звёздами и оказалось, что четыре из них пропали. Если я не сумею возвратить их на свои места, то всех нас поглотит чёрная
Восп. Ребята, что же делать? Ой, я вспомнила, ведь у нас с вами есть звёзды.
Давайте проверим, сколько их? Как раз четыре!
Звездочет. Ребята, помогите мне, пожалуйста, вернуть звёзды на свои места.
Дидактическая игра «Помоги Звездочету»
Известно, что звезда лимонного цвета находилась на пятом месте.
Денис, найди, пожалуйста, место этой звезды.
А эта звезда находится на третьем месте. Какого она цвета?
Эта звезда находится между шестой и восьмой. Какая она по счёту? Какого цвета? А эта звезда стояла после восьмой. Ну вот, кажется, теперь всё в порядке.
Ульяна, пересчитай, пожалуйста, все звёзды. (первая звезда…десятая.)
Алина, скажи, пожалуйста, на каком месте находится звезда голубого цвета?
Маша, звезда какого цвета находится на седьмом месте? Определите, пожалуйста, цвет девятой звезды. И т. п.
Звездочё т: Ребята, за то, что вы помогли мне, приглашаю посетить вас мою научную лабораторию на Земле. Хотите? (Ответы детей)
- Ребята, займите свои места в ракете. И Вы, Звездочёт, садитесь поудобней.
Начинаем отсчё т: 10…1, Пуск! (музыка)
Космонавты, чтобы наши глаза отлично видели после космического путешествия, давайте выполним гимнастику для глаз:
Раз- налево, два- направо,
Три- наверх, четыре- вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз,
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз.
(Музыка)
Наш космический корабль благополучно приземлился на планете Земля.
Звездочё т: Добро пожаловать в научную лабораторию «Почемучка». Посмотрите, что у меня здесь есть.
Дети рассматривают лабораторию
Опыт «Солнечная система»
Ребята, вы хотите узнать, почему все планеты вращаются вокруг Солнца? Представьте, что зонтик- это Солнце, а 9 шариков- планеты. Будем вращать Солнце. Что происходит с планетами? А теперь я остановлю Солнце. Что происходит с планетами? Как вы думаете, что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему? Что мы делали с зонтом-Солнцем? (Вращали, двигали). Правильно, ребята, Солнцу помогает вечное движение. А что будет, если Солнце не будет двигаться? (Ответы детей)
Заключительная часть.
Восп. Ребята, наше космическое путешествие подошло к концу.
Вам оно понравилось? Что вам запомнилось больше всего? А с какими трудностями вы столкнулись? Так как вы были смелыми, целеустремленными, отзывчивыми, как и положено быть настоящим космонавтам, Звездочет приготовил для вас сюрприз.
Сюрпризный момент.
Звездочет предлагает детям «создать» свои планеты из мыльных пузырей.