маргарита шумакова
Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Но все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. У детей в возрасте 6-7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом.
Публикация «Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы для детей 5–6 лет» размещена в разделах
На современном этапе физического воспитания дошкольников педагоги и родители недостаточно времени уделяют специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, поэтому своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, и проведение их в системе является наиболее значимым фактором создания данной Программы.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что специально подобранные упражнения создают неограниченные возможности для укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, формирования правильного свода стопы и осанки, развития координационных способностей.
Новизна данной Программы состоит в том, что с целью обеспечения ее физкультурно-спортивной направленности в процессе реализации задач направленных на профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата и свода стопы предусматривается увеличение доли базовых упражнений формирующих правильную осанку, походку, своды стоп, за счет сокращения средств специальной (предметной) подготовки и нестандартного подхода к проведению занятий, подбора материалов, атрибутов и нетрадиционного оборудования
Цели и задачи Программы.
Цель профилактика и коррекция нарушений осанки и свода стопы у дошкольников.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять навыки правильной осанки;
2. Формировать мышечный корсет;
3. Укреплять мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы;
4. Укреплять опорно-двигательный аппарат торса, рук и ног;
5. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
6. Воспитывать потребность самостоятельно заниматься упражнениями и
развивать желание физического самосовершенствования.
Направленность.
Физкультурно-спортивная направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, коррекцию осанки и свода стопы, развитие физических способностей детей.
Основными принцами данной программы являются:
Принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности предполагает поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип природосообразности предполагает определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторений умений и навыков один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Категория обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – 5-6 лет.
Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
За шестой год ребенок вырастает на 5—6 см. Масса тела его увеличивается на 2—2,5 кг. В 6 лет средняя длина тела мальчиков —112—121 см, девочек —111 —122 см, масса соответственно — 19,3—24,5 кг и 19,8—24,4 кг, окружность груди — 55—61 см и 54—61 см. Это говорит о том, что нагрузка на позвоночник увеличивается и для того чтобы избежать нарушения осанки необходимо наращивать мышечный корсет.
Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.
Таким образом, красивая правильная осанка и свод стопы активно формируется в течение дошкольного возраста под влиянием внешних условий и системы упражнений.
Объем и срок освоения Программы.
Курс Программы рассчитан на 1 учебный год при проведении занятий 2 раз в неделю (не учитывая праздничные дни, общий объём – 69 занятие в год.
Продолжительность занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», составляет: 25 минут.
Условия набора обучающихся: в группы принимаются все желающие.
Формы обучения
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях с обучающимися используются различная работа:
• Индивидуальная
• Подвижные игры
• Показательные выступления
Методы обучения
• Словесные
• Наглядные
• Практические
Условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
4. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
5. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Планируемые результаты освоения Программы
1. Повышение уровня физического здоровья детей.
2. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
3. Усвоение программы.
4. Дети должны знать параметры правильной осанки.
5. Скорректировать осанку и свод стопы.
Календарное планирование
Месяц сентябрь
Комплекс №1
Укреплять мышцы рук и плечевого пояса, формировать правильную осанку. Профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ, упражнения с малым мячом.
асан «Наклон вперед стоя». Игровые упражнения «Танец на канате», «Паровозик». Аутотренинг. Скамейка, мячи малого диаметра, индивидуальные коврики, канат.
Комплекс №2
Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. ОРУ укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Уголок головой к колену сидя».
Игровые упражнения «Ракета». Индивидуальные коврики.
Месяц Октябрь
Комплекс №3
Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины, живота. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Савасана». Самомассаж ног. Аутотренинг. Индивидуальные коврики.
Комплекс №4
Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины, живота. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Растяжка для рук и для плеч». Самовытяжение. Ходьба по массажной дорожке. Дыхательные упражнения. Индивидуальные коврики, массажная дорожка.
Месяц ноябрь
Комплекс №5
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Царь рыб». Ходьба по рейке гимнастической лестницы, массажной дорожке. Дыхательные упражнения. Индивидуальные коврики, массажная дорожка, наклонная доска, гимнастическая лестница.
Комплекс №6
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза моста». Подвижные игры. Аутотренинг. Индивидуальные коврики, карандаши и чистые листы по количеству детей.
Месяц декабрь
Комплекс №7
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза счастливого ребенка». Игровое упражнение «Жучок на спине». Подвижная игра, аутотренинг. Индивидуальные коврики.
Комплекс №8
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Гирлянда». Самовытяжение, игровое упражнение «Носильщик». Аутотренинг Индивидуальные коврики.
Месяц январь
Комплекс №9
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ с малым мячом, асан «Наклон вперед из положения сидя». Игровое упражнение «Паровозик». Подвижная игра «Жуки». Индивидуальные коврики, скамейка, малые мячи по количеству детей.
Комплекс №10
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза вытянутого угла». Игровое упражнение «Паровозик». П/И Индивидуальные коврики.
Месяц февраль
Комплекс №10
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза вытянутого угла». Игровое упражнение «Паровозик». П/И Индивидуальные коврики.
Комплекс №11
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Наклон головой к колену». Игровое упражнение «Катание мяча». Аутотренинг. Индивидуальные коврики, мячи малого диаметра по количеству детей.
Комплекс №12
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Планка». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. Индивидуальные коврик, скамейка.
Месяц март
Комплекс №12
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Планка». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. Индивидуальные коврик, скамейка.
Комплекс №13
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза сапожника». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. Индивидуальные коврики.
Комплекс №14
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза лодки». Игровое упражнение «Качалочка». Аутотренинг. Индивидуальные коврики.
Месяц апрель
Комплекс №14
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза лодки». Игровое упражнение «Качалочка». Аутотренинг. Индивидуальные коврики.
Комплекс №15
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза бабочки». Ходьба по рейке гимнастической лестницы. Ходьба по наклонной плоскости. Аутотренинг Мячи-ежики на каждого ребенка, индивидуальные коврики, гимнастическая лестница, наклонная доска.
Комплекс №16
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Танцовщица». Самомассаж ступней. Ходьба по массажному коврику. Аутотренинг Индивидуальные коврики. Массажный коврик.
Месяц май
Комплекс №16
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Танцовщица». Самомассаж ступней. Ходьба по массажному коврику. Аутотренинг Индивидуальные коврики. Массажный коврик.
Комплекс №17
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление мышц живота, рук, спины. Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза лягушки». Самомассаж ступней. Аутотренинг Индивидуальные коврики.