Очередько Татьяна Александровна
Коррекция нарушений двигательной и познавательной сферы у детей с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье описан опыт эффективного использования метода психомоторной коррекции в коррекционно – развивающей работе с детьми СДВГ. Показано, что в результате использования приёмов метода психомоторной коррекции, можно добиться положительных результатов и успешно решить поставленные задачи.
Ключевые слова: метод психомоторной коррекции, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психофизическое развитие, двигательный метод.
«Коррекция нарушений двигательной и познавательной сферы у детей с СДВГ»
Публикация «Коррекция нарушений двигательной и познавательной сферы у детей с СДВГ» размещена в разделах
Очередько Татьяна Александровна, город Томск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вила №99, инструктор по физической культуре, E-mail, aleksandr.oap@yandex.ru
Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать, как важна развивающая, коррекционная, формирующая работа по указанной теме. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение детей с СДВГ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах ниже нормативных границ. Психофизическое развитие дошкольников важное направление в работе специалистов дошкольного воспитания, так как оно обеспечивает основу для успешного школьного обучения. Проблема заключается в том, что результативному психофизическому развитию детей старшего дошкольного возраста препятствует отсутствие системного подхода к коррекции психомоторного развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы применялись бы в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. Одним из основных направлений нашего учреждения является воспитание здорового ребёнка. Как инструктор по физической культуре продолжила деятельность над проблемой систематизации работы по укреплению их физического и психического здоровья, используя метод психомоторной коррекции с детьми СДВГ старшего дошкольного возраста. В современном мире педагоги задаются вопросами: «Почему ребёнок не может освоить ту или иную учебную программу, конфликтует с окружением. Гиперактивен, истощаем, агрессивен? Такие термины, как «дефицит внимания и гиперактивность», «задержка психомоторного и речевого развития», «эмоциональная неадекватность» прочно вошли в наш лексикон. Такие дети, как правило, с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, слишком подвижные, когда бегают, «врезаются во все углы» и часто падают, с наличием патологических содружественных движений. И даже, несмотря на то, что с виду многие из описываемых детей выглядят «крепышами», почти всегда у них отмечаются различные дистонии. Родители и педагоги отмечают, что ребёнок истощаем, с трудом сидит больше 10 -15 минут, не внимателен, часто отвлекается. Крайне медлителен, упорно не может запомнить право -, лево-. Интеллект детей сохраняется, но беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, повышенная возбудимость – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счёт, письмо). Эти проблемы появились не вчера и не год назад. Они постоянно вырастали с ребёнком, начиная с периода его внутриутробного развития. В их формировании принимали участие как разного рода генетические предпосылки, так и изъяны воспитания. Медики бьют тревогу, что немало детей уже с самого рождения нуждаются в специализированной помощи со стороны врачей и массажистов. Дошкольное детство – важный период в формировании здоровья и подготовке к школьному обучению. В связи с этим, важное значение, приобрела проблема несоответствия между реальным уровнем развития и успеваемостью, которую можно было ожидать, исходя из коэффициента его интеллекта. В настоящее время с детьми ведут работу логопеды, психологи. Как инструктор по физической культуре задалась вопросом, какой вклад в повышении результативности коррекционной работы могу внести я. Каковы методы и приёмы эффективной работы и их методологическая основа? Как обеспечить комплексный подход к решению детских проблем? Для того, чтобы начать работу изучила методическую литературу. Оказалось, что степень разработанности проблемы довольна высока. Напрмер, рядом авторов: Э. Г. Симерницкой, Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович уже разработаны основные методологические подходы нейропсихологического анализа детского развития. Поэтому в основу нашей работы легла книга А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». Суть работы состоит в том, что подбирая двигательные упражнения с определённой частотой и интенсивностью, можно воздействовать на определённые функции мозга. Иными словами: воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех психических функций. Особенность предполагаемого метода состоит в том, что происходит соотнесение актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. Иными словами ребёнок как бы заново проходит основные этапы онтогенеза. Метод, который используется в данной работе - метод замещающего онтогенеза. Ребёнок как бы заново проходит, но уже под контролем специалиста, каждый этап онтогенеза:
• Ребёнок сначала лежит
• Потом встаёт на четвереньки
• Потом ползёт
• Потом встаёт
Психологически обоснованно, а потому очень важно, чтобы эта работа была направлена от движения к мышлению, так как актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создаётся базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. В коррекционно – развивающую и формирующую работу, основанную на двигательных приёмах, включаем растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Например. Растяжки нормализуют неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение и неконтролируемую мышечную вялость. Наличие мышечной вялости связано со снижением психической двигательной активности ребёнка и сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Чрезмерное мышечное напряжение проявляется в двигательном беспокойстве эмоциональной лабильности, нарушении сна. У таких детей ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребёнка возникают быстро и быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Поэтому в начале НОД даём ребёнку необходимость почувствовать его собственный тонус, и показываем варианты работы с ним на простых наглядных примерах, одновременно обучая возможным приёмам релаксации. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение (дыхание, сердцебиение, пульсацию сосудов и т. д.) может привести к нарушению психического развития. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработку дыхательных упражнений начинаем со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом или ртом так, чтобы было приятное, лёгкое без напряжения ощущение вдоха. Внимательно нужно следить, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребёнку предлагаем положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (надувание цветных шаров в животе, вдыхание солнечного света). Движение тела и пальцев также снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит чувствование своего тела. Что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Интересно отметить. Что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся движениях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивание карандашом по столу и т. д. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрёстные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Серию последовательных движений проводим от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от коленей к пальцам ног. По такой схеме происходит регуляция силы мышечного тонуса. В работе с детьми используем и коммуникативные упражнения. Они бывают трёх типов. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные упражнения способствуют открытости по отношению к партнёру т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Упражнения для развития произвольности, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, перекодированы ребёнком. В процессе занятий степень произвольности может – быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай как хочешь» не требует программы. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы. Очень важна чёткая, повторяющаяся структура НОД, неизменное расположение предметов, что является организующим моментом формирования произвольности. Очень эффективны упражнения по визуализации. Они способствуют воссозданию зрительных, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация проходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами. Упражнения для релаксации проводят как в начале НОД – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе НОД опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Работу по данной проблеме эффективно проводить с детьми имеющими проблемы в развитии: дефицит внимания, нарушение зрительно – моторной координации, гиперактивность. Проводится обучающая и игровая НОД по строго определённой структуре 1 - 2 раза в неделю. Задачи на каждой НОД постоянные: восстановление контакта с собственным телом. Снятие телесного напряжения. Развитие невербального компонента общения. Формирование произвольной регуляции. Преодоление дефицита базового сенсомоторного уровня речи. Продолжительность 30 -35 минут. Усвоение предлагаемого материала предполагает упорную практическую отработку, использование творчества и интуиции. Опыт работы подтвердил, что при выполнении различных двигательных упражнений изменились определённые функции организма ребёнка, что позволило воздействовать на повреждённую систему. Именно двигательные упражнения позволили создать потенциал для работы и активизировать, восстанавливать и простраивать взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Необходимое условие – это своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Из всего сказанного можно сделать вывод, что метод психомоторной коррекции и описанные приёмы этого метода выполняют комплексную функцию в развитии ребёнка, и не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребёнка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику, что, несомненно, сыграет важную роль в обучении ребёнка в школе. Этот метод имеет то преимущество, что через движение и игру идём к воспитанию будущего человека. Играя – обучаем, играя – развиваем, играя – оздоравливаем. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Обращать внимание на то, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакциях детей. Всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди». Эта работа выстраивается на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения, так как добиться решения поставленных задач можно только совместными усилиями. Эта система работы может – быть рекомендована для всех работников дошкольных учреждений, родителям, при соответствующим режиме обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте. Оказание должно быть своевременным, объединять специальные воспитательные приёмы для родителей и педагогов, методы психолого – педагогической коррекции, психотерапии и медикаментозное лечение.
Литература:
1. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Москва, АСАДЕМА – 2002г.
2. Семенович, А. В. Эти невероятные левши / Издательство: Генезис ISBN : 978-5-98563-169-2 Год: 2009