Получи документы

 Консультация для воспитателей «Принципы обучения детей труду»

Лидия Михайловна Сидоренко
 Консультация для воспитателей «Принципы обучения детей труду»
▼ Скачать + Заказать документы

Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи – восьми лет, когда ребёнок вступал в следующую возрастную стадию – отрочество.  

   Продолжителен, степенен и мудр был процесс передачи мастерства в народной среде. Все делалось так, чтобы ребёнок постоянно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело. В традиционном обществе процесс подготовки ребёнка к тяжелому, разнообразному крестьянскому труду шёл естественно, ненавязчиво, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учётом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого.

Публикация « Консультация для воспитателей „Принципы обучения детей труду“» размещена в разделах

  Понятно, что ребёнок семи – двенадцати лет был ещё физически некрепким, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была не устойчива и психика ребёнка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определённых педагогических правил: 

     Все в меру. Это значило прежде всего, что ребёнка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может сорваться, сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

     Каждой трудности – по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребёнка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием надо было дать ребёнку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».

    Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определённую мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребёнка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придёт, в чем ходить будешь?»  Или мать, подозвав к себе мальчугана, говорила ему: «Хватит тебе без штанов ходить, подержи коничок, мы с тобой штаны и сошьём». Это не только приобщало ребёнка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал то и заслужил»). За особо трудную, «чёрную» работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребёнок давно мечтал.  Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен был выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверие ребёнка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.

   Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребёнка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведём лишь один пример. Когда шёл засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки и должно были идти сзади за отцом и ставить вешки. Согласитесь, достаточно скучная для ребёнка работа! Ни попрыгать тебе, ни побегать! Разумеется крестьянин – отец и понятия не имел об «основах организации труда»; о том, что монотонная, однообразная работа быстро вызывает утомление, преодолеть которое можно лишь временным переключением человека на другой вид деятельности. И все же он находил самое верное решение: он клал посевное зерно репку – лакомство, любимое всей ребятней, – и время от времени бросал её вместе зерном. Найдёт её мальчуган, обрадуется и съест, и работа дальше идёт уже в охотку, с азартом. Вот бы улыбнулся великий наш соотечественник – учёный – физиолог Иван Петрович Павлов узнав, что ещё в далекие времена крестьяне умели вырабатывать «условный рефлекс с подкреплением»!

   Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребёнок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Давайте заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. Вам не раз, вероятно, приходилось слышать от взрослых слова, обращенные к ребёнку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить, какую «радость» будет испытывать ребёнок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.

Публикации по теме:

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению»Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению» Консультация для родителей "Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению". Всем родителям очень хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Как приучать детей к труду»Консультация для родителей «Как приучать детей к труду» Как приучать к труду Отношение детей к трудовой деятельности связано с обстановкой в семье. Малыш копирует поведение родителей. Ситуации:.

Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ»Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ» Консультация для родителей, воспитателей молодых специалистов по физической культуре: «Игры на воде применяемые при обучении плаванию.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
 Консультация для воспитателей «Принципы обучения детей труду»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 18:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация « Консультация для воспитателей «Принципы обучения детей труду»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Михайловна Сидоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД