Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для воспитателей «Принципы обучения детей труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи – восьми лет, когда ребёнок вступал в следующую возрастную стадию – отрочество.
Продолжителен, степенен и мудр был процесс передачи мастерства в народной среде. Все делалось так, чтобы ребёнок постоянно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело. В традиционном обществе процесс подготовки ребёнка к тяжелому, разнообразному крестьянскому труду шёл естественно, ненавязчиво, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учётом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого.
Публикация « Консультация для воспитателей „Принципы обучения детей труду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Понятно, что ребёнок семи – двенадцати лет был ещё физически некрепким, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была не устойчива и психика ребёнка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определённых педагогических правил:
Все в меру. Это значило прежде всего, что ребёнка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может сорваться, сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.
Каждой трудности – по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребёнка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием надо было дать ребёнку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».
Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определённую мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребёнка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придёт, в чем ходить будешь?» Или мать, подозвав к себе мальчугана, говорила ему: «Хватит тебе без штанов ходить, подержи коничок, мы с тобой штаны и сошьём». Это не только приобщало ребёнка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал то и заслужил»). За особо трудную, «чёрную» работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребёнок давно мечтал. Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен был выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверие ребёнка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.
Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребёнка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведём лишь один пример. Когда шёл засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки и должно были идти сзади за отцом и ставить вешки. Согласитесь, достаточно скучная для ребёнка работа! Ни попрыгать тебе, ни побегать! Разумеется крестьянин – отец и понятия не имел об «основах организации труда»; о том, что монотонная, однообразная работа быстро вызывает утомление, преодолеть которое можно лишь временным переключением человека на другой вид деятельности. И все же он находил самое верное решение: он клал посевное зерно репку – лакомство, любимое всей ребятней, – и время от времени бросал её вместе зерном. Найдёт её мальчуган, обрадуется и съест, и работа дальше идёт уже в охотку, с азартом. Вот бы улыбнулся великий наш соотечественник – учёный – физиолог Иван Петрович Павлов узнав, что ещё в далекие времена крестьяне умели вырабатывать «условный рефлекс с подкреплением»!
Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребёнок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.
Давайте заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. Вам не раз, вероятно, приходилось слышать от взрослых слова, обращенные к ребёнку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить, какую «радость» будет испытывать ребёнок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.