Элла Альбертовна Чухонцева
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя в процессе обучения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя в процессе обучения детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ
Музыкально – ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально - ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умение отразить их в движении. Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальной НОД — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого - педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи.
Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, в том числе обучать их музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений. Активность воспитателя зависит от трё х факторов:
1. От возраста детей : чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типовой фронтальной НОД?
В первой части НОД велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей. 3 При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры. В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования. Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках – импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших, средних группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя детей. А в старших и подготовительных группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое либо движение, напоминая то или иное построение или давая отдельные указания в пляске, игре и т. д. В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Основные приёмы работы, используемые в процессе обучения детей музыкально – ритмическим движениям.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед началом НОД воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся. С куклой детям интереснее выполнять движения или плясать. Используется также появление игрового персонажа, переодетого воспитателя или ребенка старшей группы в костюме персонажа. Музыкально - ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приёмов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом (Выполнение танцевальных движений с проговариванием стихотворений). При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приё мы: прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами (Катя, Катенька, Екатерина); прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождении (пропеть мелодию про себя); использовать иллюстрации, карточки для изображения ритмических рисунков, применять прием «эхо» : например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют («Слово на ладошке» Попляновой); подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяется («Два весёлых гуся»). Дети прослушивают первую фразу (она проигрывается громко, а вторую фразу все прохлопывают. Для развития ритмического ансамбля эффективен приё м песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле берёза стояла», «А я по лугу»). Большую помощь оказывают речевые ритмические игры («Игротека» Е. Рыбак) и игры со словом, в основе большинства которых – народные тексты («Солнышко», «Огуречик», «Радуга-дуга»). Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяют выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Огромную популярность приобрела ритмопластика, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы 5 организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Использованная литература: 1. Белкина В. А., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие - Ярославль 1998г.
2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в д/с - 1989г.
3. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в д/с – 1982