Кретинина Юлия
Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого
▼ Скачать + Заказать документы
Критериями конструктивного взаимодействия, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание, оценили (справедливая оценка) и вступили в диалог с предельным уважением к его ранимолй личности, ясно деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он. Из такого взаимодействия ребенок выходит личностно более сильным, более спокойным и ясным, хотя эти феномены могут проявиться и не медленно.
Публикация «Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого» размещена в разделах
Мы, педагоги, предъявляем к воспитанникам определенные требования и ожидаем, что поведение детей будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона-чего от нас педагогов, просто взрослых ожидает ребенок.? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения-это всегда "улица со встречным движением" : мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, "плохого поведения", неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, необходимо:
1. Распознать истинную цель проступка.
2. В соотвествии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ребенка в будущем.
4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированны у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с поведенческими проблемами обучает всем четырем типам навыков. Она содержит методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в детском коллективе, а также предлагает разнообразные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины. Эта программа не ограничивается сиюминутным прекращением плохого поведения. Она идет дальше, предлагая способы создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение ребенка.
Программа учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность. Работа по программе позволяет устанавливать хорошие отношения не только между воспитателями и детьми, но также между педагогами и родителями и между педагогами и администрацией ДОУ. Это важно, так как участники воспитательного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, часто начинают играть в игру "Кто виноват"?. Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, телевидение, социальные проблемы. В игре "Кто виноват"? нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения "плохого" поведения.