Юлия Васильевна
Конструктивно-техническое творчество и его важность в познавательном развитии дошкольника
«Конструктивно- техническое творчество и его важность в познавательном развитии дошкольника»
Конструктивно-техническое творчество начинается с определения замысла, с так называемого умственного конструирования, которое затем в процессе деятельности проверяется, дополняется.
Публикация «Конструктивно-техническое творчество и его важность в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах
Предпосылкой успешного решения технических задач является практическая направленность мысли, рациональный подход к задаче, учет требований действительности при ее решении. Всему этому необходимо учить детей. Конструирование и строительная игра в детском саду создают большие возможности для развития творчества детей, всестороннего развития личности ребенка.
Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка.
Дети сооружают свои постройки, конструкции с помощью специальных средств – игровых строительных материалов, деталей. Деятельность, в процессе которой создается та или иная постройка, фигура или сюжет требует от детей сложных пространственных ориентировок. Ребенок создает предмет, сочетает детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно «видеть», представлять создаваемую деталь и постройку в целом с их пространственными особенностями. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т. е. формируются те способности, которые лежат в основе технического творчества человека.
Целенаправленно формировать детское творчество можно лишь при условии, если педагог ставит перед детьми серию постепенно усложняющихся технических задач. Это дает возможность предвидеть ход творческих поисков и направлять их соответствующим образом.
Конструктивная деятельность достигается в направлении этой практической деятельности, заранее запланированного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Согласно структуре эти действия являются эффективными. Сущность детского конструирования и его значения в комплексном и гармоничном развитии личности ребенка : интеллектуального, творческого, нравственного, духовного, физического, эстетического и др. Технические способности - взаимосвязанные и независимые от личных качеств друг друга, проявляющиеся в основном в игре, и интересе продуктивной деятельности.
В настоящее время важно учитывать, что такая работа требует, не только специальные умственные способности, но и высокий уровень развития сенсомоторных навыков, ловкости, физической силы. Развитие технических навыков у детей основано на сформированности мелкой моторики, пространственного воображения, логического мышления.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре
Развитие технических навыков у детей старшего дошкольного возраста основывается на уровне развития мелкой моторики, основ ребенка, его пространственной презентации, логического мышления, моделирования и инженерии в области индивидуального творчества, элементарных компьютерных знаний, навыков управления бытовыми и техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл очень большую роль в развитии технического творчества у дошкольников. Это связано прежде всего с начальным развитием медиа, ранним развитием мобильных коммуникаций и компьютерных игровых комплексов. Инструментами для развития технических навыков у дошкольников являются лего-конструкторы. Например, работая с лего-конструкторами развивают навыки программирования. Дети имеют возможность строить автомобили, роботов, краны и многое другое. Модели программирования требуют, чтобы дети уделяли большое внимание строительной деятельности.
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что развитие технических навыков у дошкольников - это устойчивое, целенаправленное развитие сенсорных двигательных способностей ребенка, обеспечение его пространственного, логического и творческого мышления, основных на
удобными.
Первым шагом, который будут использовать дошкольники с конструктором, является создание простых механизмов. Одним из условий развития ребенка является организация особой ситуации, которая побуждала детей действовать самостоятельно, вызывая повышенный интерес к конструктивной игре. Для технической инженерии, прежде всего, должно быть достаточно строительного материала. В то же время могут быть задействованы все дети или полугруппы. Материал всегда должен быть больше, чем эти конструкции, формы и цифры, чтобы ребенок привык брать только нужное количество. Исключением является процесс инженерных групп в раннем возрасте и первых небольших групп, когда дети только начинают конструктивно навыки и умения.