МААМ-картинки

Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе

Елена Замесина
Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Здоровый ребёнок»,

г. Таганрог

Самообразование на тему :

«Конструирование – как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе».

Замесина Е. А.

воспитатель средней группы «Зайчик»

2021год

Публикация «Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе» размещена в разделах

Тема самообразования : «Конструирование – как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе».

Сроки реализации: сентябрь 2021год по май 2022год.

Цель: формировать у воспитанников интерес к конструктивной деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения, используя практический материал. Создание условий развития личности ребенка : открывающих возможность для его позитивной социализации, всестороннего развития, развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через конструирование из строительного материала.

Задачи: повысить своё профессиональное мастерство, изучая и анализируя методическую литературу по данной теме.

Составить перспективный план по данной теме.

Создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования интереса и развития конструктивных навыков и умений у воспитанников.

Расширить представление воспитанников о деталях конструктора (кубик, кирпичик, пластина, призма).

Дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости; - познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов.

Научить воспитанников различать основные цвета (красный, желтый, зеленый).

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания.

Способствовать приобщению воспитанников к умению слушать, отвечать на вопросы, строить по показу, по образцу, по картинке, по желанию.

Приобщать родителей к формированию у воспитанников конструктивных навыков и умений в разнообразных видах деятельности.

Предполагаемый результат:

Для педагогов: развитие профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития конструктивных способностей воспитанников. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.

Для воспитанников: развиваются познавательные и практические действия, способствует нравственному развитию ребенка : он учится заботиться о ком-то с учетом особенностей персонажа.

Форма самообразования : индивидуальная.

1. Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.

2. Размещение материала на сайте МБДОУ детский сад «Здоровый ребёнок»

Введение

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Актуальность: Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности, дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д., но и обобщенные умения (целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения).

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Цель:

-изучать особенности конструирования, как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе. Объект – конструирование у детей дошкольного возраста;

-предмет - особенности конструирования, как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе.

Задачи:

-воспитывать у детей активный интерес к конструированию разных построек с помощью строительного материала;

-развивать умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, рисунки, схемы, развить эстетический вкус в процессе оформления сооружений дополнительными материалами;

-развивать сенсорные способности;

-формировать пространственные представления в конструировании;

-обучать способы строительства;

-воспитывать и развивать самостоятельность и активизировать мышление, конструктивно-творческие способности;

-формировать у воспитанников трудолюбие и доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемый результат:

-составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература;

-подобран и изготовлен практический материал согласно плану работы по теме самообразования для «Центра конструирования», (материал для дидактических игр, иллюстрации для рассматривания и бесед, карточки по конструктивной деятельности).

Дети:

-интересуются разными видами конструктора;

-называют детали (кубик, кирпичик, пластина, призма);

-различают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

-называют величину (большой – маленький) и форму предметов (круг, квадрат, треугольник);

-самостоятельно строят из разного вида конструктора, обыгрывают постройки сюжетными игрушками (маленькие машинки для маленьких гаражей).

Родители:

-конструируют с детьми постройки из разного вида конструктора, закрепляют названия деталей, цвет, форму, величину; проявляют интерес к совместной деятельности с воспитателем и детьми

Форма отчё та:

-подведение итогов работы за 2021 – 2022 уч. год на родительском собрании;

-фотовыставка: «Юные конструкторы»;

-рекомендации родителям: «Конструируем вместе с детьми»;

-систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (картотека схем- развёрток).

Этапы работы по самообразованию :

Содержание работы по месяцам:

Сентябрь

1 неделя. Конструирование по замыслу детей. Знакомить детей с основными этапами разработки замысла.

2 неделя. Показать детям на предметах их переднюю, верхнюю и боковые стороны. Изобразить на бумаге куб, кирпич и призму фронтально.

3-4 неделя. Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения.

Октябрь

5-6 неделя. Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения.

7-8 неделя. Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей. Учить детей объединять отдельные графические заместители в целую схему.

Ноябрь

9-10 неделя. Учить составлению изображений конуса и цилиндра с двух позиций. Учить детей преобразовывать реальную постройку из трёх фигур.

11 неделя. Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения.

12 неделя. Диагностическое: выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях – развертках отдельные строительные детали.

Декабрь

13-14 неделя. Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения.

15-16 неделя. Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала.

Январь

17-18 неделя. Развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентрическую позицию при оценке строения предмета, умение представлять его «в уме» с разных позиций.

19-20 неделя. Учить детей анализировать объёмное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с двух позиций.

Февраль

21-22 неделя. Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении.

23 неделя. Диагностическое: выявление умения представлять «в уме» строение предмета в целом; умения вставать на другую условную позицию по отношению к предмету.

Март

24-25 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.

26-27 неделя. Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные, вспомогательные части.

Апрель

28-29 неделя. Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе.

30 неделя. Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе.

Май

31-33 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.

34 неделя. Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении.

35 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.

36 неделя. Диагностическое: выявление умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей постройки.

Перспективный план по конструированию в средней группе

«Зайчик»

Цели: развивать умение определять пространственные характеристики предметного мира: формы, положения, протяжённости объектов, пространственных и размерных отношений между ними.

Задачи:

- умение ориентироваться в пространственных свойствах отдельных строительных деталей и их простейших комбинаций на основе применения действий построения их графических изображений с трёх сторон и размещение этих схем в пространстве развёртки;

- учить строить графическую модель конструкции конкретного предмета на основе анализа готовой постройки-образца;

- моделирование «в уме» фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия;

- воспроизведение конструкции предмета по двум схемам прямоугольных проекций;

- освоение простейших первоначальных знаний об архитектурных сооружениях, некоторых архитектурных стилях и средствах эмоционально-художественного воздействия на людей;

- создание эмоционально-выразительных конструкций предметов и персонажей, создания из них композиций на сюжеты сказок;

- освоение детьми узловых моментов разработки конструктивного замысла;

- развитие умения самостоятельно подбирать строительный материал;

- воспитывать умение правильно оценивать свою работу и товарищей.

Календарно-тематическое планирование раздела программы «Конструирование»

Мес

яц

№ темы Непосредственно образовательная деятельность Источник:

методическая литература, дидактический материал,

оборудование Нагрузка в минутах Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьями детей по реализации общеобразовательной программы

1 2 3 4 5 6 7 8

1 неделя

Сентябрь №1 Конструирование по замыслу детей. Знакомить детей с основными этапами разработки замысла.

Наборы из 10-12 строительных деталей разной формы и величины, трафареты, бумага, карандаш 20

мин Праздник: День Знаний

Родительское собрание «Знакомство с программой

2 неделя

1 Показать детям на предметах их переднюю, верхнюю и боковые стороны. Изобразить на бумаге куб, кирпич и призму фронтально. Наборы деталей: усечённый конус, шар, полусфера, брусок, полукуб, кирпичик. Бумага, карандаши, трафареты. 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : конструкторской мастерской Коллективные игры детей в игровом уголке, предполагающие общение со сверстниками

3-4 неделя

2 Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения. Набор: усечённая четырёхгранная пирамида, 2 небольших цилиндра 2 полуцилиндра, кирпичик, конус. Бумага, карандаш, трафареты. 20

мин Выполнение трудовых поручений в «Мастерской»

5-6 неделя

Октябрь 3-4

Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения. Кубики, кирпичики, призма, брусок, бумага, карандаши. 20 мин Игра «Цветная геометрика» Развивать умение играть в настольно-печатные игры Консультация «Развиваем творческие способности детей»

7-8 неделя

5 Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей. Учить детей объединять отдельные графические заместители в целую схему. Детали, соответствующие элементам конструкции образца, бумага, карандаш. 20 мин Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Авто дидактические игры (развивающие пазлы)

9-10 неделя

Ноябрь 6-7 Учить составлению изображений конуса и цилиндра с двух позиций. Учить детей преобразовывать реальную постройку из трёх фигур. Кубики, кирпичики, призма, брусок, бумага, карандаши. 20 мин Игра «Подарки из прищепок» Экспериментирование в уголке науки Детско-родительская гостиная: развиваем познавательно – исследовательскую деятельность

11 неделя

8

Аэросани Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Бумага, карандаши, детали дети отбирают самостоятельно. 20 мин Спортивные развлечения Спортивные игры на прогулке, катание на санках

12 неделя

Диагностическое: выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях – развертках отдельные строительные детали. Незавершенные схемы – развертки. Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 80-81 20 мин Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Наблюдения на прогулке

13-14 неделя

Декабрь 9

Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Бумага, карандаши, детали дети отбирают самостоятельно. 20 мин Игра «Что умеют цветные нити?» Авто дидактические игры (рамки-вкладыши) Дни открытых дверей: показ непосредственно образовательной деятельности

15-16 неделя

10 Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала. Бумага, карандаши, детали отбирают самостоятельно. 20 мин Ручной труд: изготовление гирлянд (украшаем группу) Предоставить возможность самостоятельно рисовать, конструировать

17-18 неделя

Январь 11

Развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентрическую позицию при оценке строения предмета, умение представлять его «в уме» с разных позиций. Детали, изображённые на схеме, миллиметровая бумага, карандаш. 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : мини - музея Рассматривание энциклопедий Консультация «Игры – превращалки»

19-20 неделя

Февраль 12 Учить детей анализировать объёмное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с двух позиций. Детали, схема. Бумага, карандаши. 20 мин Работы детей над созданием развивающей среды : мини - музея Индивидуальные игры детей, предполагающие общение со сверстниками

21-22 неделя

13 Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении. Контурная схема, карандаш, набор деталей: 2 призмы, 11 мелких кирпичиков, 4 – средней величины, 3 бруска, в коробках запасной материал. 20 мин Игры «Что умеют цветные нити?» и «Подарки из прищепок» Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры «моряки» Спортивное развлечение «Папа, мама, - спортивная семья

23 неделя

Диагностическое: выявление умения представлять «в уме» строение предмета в целом; умения вставать на другую условную позицию по отношению к предмету. Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 82 - 83 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : мини- музея

Март 24-25 неделя

15-16 Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин Слушание музыки «Времена года» Вивальди Предоставить возможность самостоятельно конструировать под впечатлением музыки Интеллектуальная игра «Нам весело вместе»

26-27 неделя

17 Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные, вспомогательные части. Детали соответствуют изображениям на схеме. 20 мин Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры в «школу» Предоставить возможность самостоятельно рисовать, конструировать

28-29 неделя

Апрель 18

Колонны и пилястры Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе. 3 арки, цилиндр, кубики, кирпичики, пластина, полукуб. 20 мин Рисование «Город чудный, город древний» Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Консультация «Что вы можете сделать для развития исследовательских способностей детей»

30 неделя

19 Старинные замки и монастыри Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе. 3 арки, цилиндр, кубики, кирпичики, пластина, полукуб. 20 мин Знакомство с былинами, преданиями, сказаниями Рассматривание энциклопедий

31-33 неделя

Май Апрель

20 Соборы Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин Проектная деятельность «Соборы» Инициировать обсуждение проекта в кругу сверстников. Проектная деятельность «Соборы»

34 неделя

21 Готический собор Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении. Контурная схема, карандаш, набор деталей: 2 призмы, 11 мелких кирпичиков, 4 – средней величины, 3 бруска, в коробках запасной материал. 20 мин Рассматривание альбома «архитектурные постройки города» Рисование: архитектурные постройки города

35 неделя

22 Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин

Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры Предоставить возможность конструировать под впечатлением музыки

36 неделя

Диагностическое: выявление умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей постройки Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 83 – 84 20 мин Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры «Школа»

Итого: 18 часов

Список изучаемой литературы:

1. ПОС к П - М. : НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ»,2016. – 243 с.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 16:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Замесина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД