Елена Замесина
Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Здоровый ребёнок»,
г. Таганрог
Самообразование на тему :
«Конструирование – как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе».
Замесина Е. А.
воспитатель средней группы «Зайчик»
2021год
Публикация «Конструирование как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Тема самообразования : «Конструирование – как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе».
Сроки реализации: сентябрь 2021год по май 2022год.
Цель: формировать у воспитанников интерес к конструктивной деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения, используя практический материал. Создание условий развития личности ребенка : открывающих возможность для его позитивной социализации, всестороннего развития, развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через конструирование из строительного материала.
Задачи: повысить своё профессиональное мастерство, изучая и анализируя методическую литературу по данной теме.
Составить перспективный план по данной теме.
Создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования интереса и развития конструктивных навыков и умений у воспитанников.
Расширить представление воспитанников о деталях конструктора (кубик, кирпичик, пластина, призма).
Дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости; - познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов.
Научить воспитанников различать основные цвета (красный, желтый, зеленый).
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания.
Способствовать приобщению воспитанников к умению слушать, отвечать на вопросы, строить по показу, по образцу, по картинке, по желанию.
Приобщать родителей к формированию у воспитанников конструктивных навыков и умений в разнообразных видах деятельности.
Предполагаемый результат:
Для педагогов: развитие профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития конструктивных способностей воспитанников. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.
Для воспитанников: развиваются познавательные и практические действия, способствует нравственному развитию ребенка : он учится заботиться о ком-то с учетом особенностей персонажа.
Форма самообразования : индивидуальная.
1. Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.
2. Размещение материала на сайте МБДОУ детский сад «Здоровый ребёнок»
Введение
Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Актуальность: Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности, дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д., но и обобщенные умения (целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения).
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Цель:
-изучать особенности конструирования, как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе. Объект – конструирование у детей дошкольного возраста;
-предмет - особенности конструирования, как средство познавательного развития детей дошкольного образования в средней группе.
Задачи:
-воспитывать у детей активный интерес к конструированию разных построек с помощью строительного материала;
-развивать умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, рисунки, схемы, развить эстетический вкус в процессе оформления сооружений дополнительными материалами;
-развивать сенсорные способности;
-формировать пространственные представления в конструировании;
-обучать способы строительства;
-воспитывать и развивать самостоятельность и активизировать мышление, конструктивно-творческие способности;
-формировать у воспитанников трудолюбие и доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемый результат:
-составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература;
-подобран и изготовлен практический материал согласно плану работы по теме самообразования для «Центра конструирования», (материал для дидактических игр, иллюстрации для рассматривания и бесед, карточки по конструктивной деятельности).
Дети:
-интересуются разными видами конструктора;
-называют детали (кубик, кирпичик, пластина, призма);
-различают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
-называют величину (большой – маленький) и форму предметов (круг, квадрат, треугольник);
-самостоятельно строят из разного вида конструктора, обыгрывают постройки сюжетными игрушками (маленькие машинки для маленьких гаражей).
Родители:
-конструируют с детьми постройки из разного вида конструктора, закрепляют названия деталей, цвет, форму, величину; проявляют интерес к совместной деятельности с воспитателем и детьми
Форма отчё та:
-подведение итогов работы за 2021 – 2022 уч. год на родительском собрании;
-фотовыставка: «Юные конструкторы»;
-рекомендации родителям: «Конструируем вместе с детьми»;
-систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (картотека схем- развёрток).
Этапы работы по самообразованию :
Содержание работы по месяцам:
Сентябрь
1 неделя. Конструирование по замыслу детей. Знакомить детей с основными этапами разработки замысла.
2 неделя. Показать детям на предметах их переднюю, верхнюю и боковые стороны. Изобразить на бумаге куб, кирпич и призму фронтально.
3-4 неделя. Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения.
Октябрь
5-6 неделя. Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения.
7-8 неделя. Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей. Учить детей объединять отдельные графические заместители в целую схему.
Ноябрь
9-10 неделя. Учить составлению изображений конуса и цилиндра с двух позиций. Учить детей преобразовывать реальную постройку из трёх фигур.
11 неделя. Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения.
12 неделя. Диагностическое: выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях – развертках отдельные строительные детали.
Декабрь
13-14 неделя. Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения.
15-16 неделя. Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала.
Январь
17-18 неделя. Развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентрическую позицию при оценке строения предмета, умение представлять его «в уме» с разных позиций.
19-20 неделя. Учить детей анализировать объёмное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с двух позиций.
Февраль
21-22 неделя. Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении.
23 неделя. Диагностическое: выявление умения представлять «в уме» строение предмета в целом; умения вставать на другую условную позицию по отношению к предмету.
Март
24-25 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.
26-27 неделя. Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные, вспомогательные части.
Апрель
28-29 неделя. Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе.
30 неделя. Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе.
Май
31-33 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.
34 неделя. Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении.
35 неделя. Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки.
36 неделя. Диагностическое: выявление умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей постройки.
Перспективный план по конструированию в средней группе
«Зайчик»
Цели: развивать умение определять пространственные характеристики предметного мира: формы, положения, протяжённости объектов, пространственных и размерных отношений между ними.
Задачи:
- умение ориентироваться в пространственных свойствах отдельных строительных деталей и их простейших комбинаций на основе применения действий построения их графических изображений с трёх сторон и размещение этих схем в пространстве развёртки;
- учить строить графическую модель конструкции конкретного предмета на основе анализа готовой постройки-образца;
- моделирование «в уме» фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия;
- воспроизведение конструкции предмета по двум схемам прямоугольных проекций;
- освоение простейших первоначальных знаний об архитектурных сооружениях, некоторых архитектурных стилях и средствах эмоционально-художественного воздействия на людей;
- создание эмоционально-выразительных конструкций предметов и персонажей, создания из них композиций на сюжеты сказок;
- освоение детьми узловых моментов разработки конструктивного замысла;
- развитие умения самостоятельно подбирать строительный материал;
- воспитывать умение правильно оценивать свою работу и товарищей.
Календарно-тематическое планирование раздела программы «Конструирование»
Мес
яц
№ темы Непосредственно образовательная деятельность Источник:
методическая литература, дидактический материал,
оборудование Нагрузка в минутах Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьями детей по реализации общеобразовательной программы
1 2 3 4 5 6 7 8
1 неделя
Сентябрь №1 Конструирование по замыслу детей. Знакомить детей с основными этапами разработки замысла.
Наборы из 10-12 строительных деталей разной формы и величины, трафареты, бумага, карандаш 20
мин Праздник: День Знаний
Родительское собрание «Знакомство с программой
2 неделя
1 Показать детям на предметах их переднюю, верхнюю и боковые стороны. Изобразить на бумаге куб, кирпич и призму фронтально. Наборы деталей: усечённый конус, шар, полусфера, брусок, полукуб, кирпичик. Бумага, карандаши, трафареты. 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : конструкторской мастерской Коллективные игры детей в игровом уголке, предполагающие общение со сверстниками
3-4 неделя
2 Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения. Набор: усечённая четырёхгранная пирамида, 2 небольших цилиндра 2 полуцилиндра, кирпичик, конус. Бумага, карандаш, трафареты. 20
мин Выполнение трудовых поручений в «Мастерской»
5-6 неделя
Октябрь 3-4
Отрабатывать умение изображать строительную деталь на бумаге сначала «на глаз», потом путём её обведения по контуру карандашом. Познакомить с трафаретами. Показать способы их применения. Кубики, кирпичики, призма, брусок, бумага, карандаши. 20 мин Игра «Цветная геометрика» Развивать умение играть в настольно-печатные игры Консультация «Развиваем творческие способности детей»
7-8 неделя
5 Отрабатывать умение пользоваться трафаретом при изображении деталей. Учить детей объединять отдельные графические заместители в целую схему. Детали, соответствующие элементам конструкции образца, бумага, карандаш. 20 мин Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Авто дидактические игры (развивающие пазлы)
9-10 неделя
Ноябрь 6-7 Учить составлению изображений конуса и цилиндра с двух позиций. Учить детей преобразовывать реальную постройку из трёх фигур. Кубики, кирпичики, призма, брусок, бумага, карандаши. 20 мин Игра «Подарки из прищепок» Экспериментирование в уголке науки Детско-родительская гостиная: развиваем познавательно – исследовательскую деятельность
11 неделя
8
Аэросани Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Бумага, карандаши, детали дети отбирают самостоятельно. 20 мин Спортивные развлечения Спортивные игры на прогулке, катание на санках
12 неделя
Диагностическое: выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях – развертках отдельные строительные детали. Незавершенные схемы – развертки. Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 80-81 20 мин Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Наблюдения на прогулке
13-14 неделя
Декабрь 9
Учить детей соотносить реальный объект со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Бумага, карандаши, детали дети отбирают самостоятельно. 20 мин Игра «Что умеют цветные нити?» Авто дидактические игры (рамки-вкладыши) Дни открытых дверей: показ непосредственно образовательной деятельности
15-16 неделя
10 Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала. Бумага, карандаши, детали отбирают самостоятельно. 20 мин Ручной труд: изготовление гирлянд (украшаем группу) Предоставить возможность самостоятельно рисовать, конструировать
17-18 неделя
Январь 11
Развивать у детей внутренний план действий, способность преодолевать эгоцентрическую позицию при оценке строения предмета, умение представлять его «в уме» с разных позиций. Детали, изображённые на схеме, миллиметровая бумага, карандаш. 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : мини - музея Рассматривание энциклопедий Консультация «Игры – превращалки»
19-20 неделя
Февраль 12 Учить детей анализировать объёмное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с двух позиций. Детали, схема. Бумага, карандаши. 20 мин Работы детей над созданием развивающей среды : мини - музея Индивидуальные игры детей, предполагающие общение со сверстниками
21-22 неделя
13 Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении. Контурная схема, карандаш, набор деталей: 2 призмы, 11 мелких кирпичиков, 4 – средней величины, 3 бруска, в коробках запасной материал. 20 мин Игры «Что умеют цветные нити?» и «Подарки из прищепок» Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры «моряки» Спортивное развлечение «Папа, мама, - спортивная семья
23 неделя
Диагностическое: выявление умения представлять «в уме» строение предмета в целом; умения вставать на другую условную позицию по отношению к предмету. Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 82 - 83 20 мин Привлекать детей к созданию развивающей среды : мини- музея
Март 24-25 неделя
15-16 Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин Слушание музыки «Времена года» Вивальди Предоставить возможность самостоятельно конструировать под впечатлением музыки Интеллектуальная игра «Нам весело вместе»
26-27 неделя
17 Закреплять умение детей правильно определять вид изображения. Развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции, выделять в ней основные, вспомогательные части. Детали соответствуют изображениям на схеме. 20 мин Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры в «школу» Предоставить возможность самостоятельно рисовать, конструировать
28-29 неделя
Апрель 18
Колонны и пилястры Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе. 3 арки, цилиндр, кубики, кирпичики, пластина, полукуб. 20 мин Рисование «Город чудный, город древний» Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения, здания» Консультация «Что вы можете сделать для развития исследовательских способностей детей»
30 неделя
19 Старинные замки и монастыри Учить детей использовать графическую символику при построении композиции из нескольких конструкций. Учить согласованию действий друг с другом в совместной работе. 3 арки, цилиндр, кубики, кирпичики, пластина, полукуб. 20 мин Знакомство с былинами, преданиями, сказаниями Рассматривание энциклопедий
31-33 неделя
Май Апрель
20 Соборы Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин Проектная деятельность «Соборы» Инициировать обсуждение проекта в кругу сверстников. Проектная деятельность «Соборы»
34 неделя
21 Готический собор Развивать у детей план пространственных представлений. Учить последовательно анализировать контурную схему, выдвигать предположения об изображённом предмете и его возможном строении. Контурная схема, карандаш, набор деталей: 2 призмы, 11 мелких кирпичиков, 4 – средней величины, 3 бруска, в коробках запасной материал. 20 мин Рассматривание альбома «архитектурные постройки города» Рисование: архитектурные постройки города
35 неделя
22 Развивать умение последовательно анализировать фронтальную схему конструкции. Отрабатывать действие соотнесения фронтального изображения постройки. Детали, соответствуют изображённым в графических моделях постройкам. 20 мин
Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры Предоставить возможность конструировать под впечатлением музыки
36 неделя
Диагностическое: выявление умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей постройки Педагогическая диагностика О. М. Дьяченко, А. И. Булычева стр. 83 – 84 20 мин Моделирование предметной среды для развития сюжетно - ролевой игры «Школа»
Итого: 18 часов
Список изучаемой литературы:
1. ПОС к П - М. : НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ»,2016. – 243 с.