Ирина Наумкина
«Медведь-оберег». Конспект занятия по реализации мордовского этнокультурного компонента во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с символом родного края.
Задачи:
Обучающие:
• закрепить представление детей о буром медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках;
• познакомить с символом родного края.
Развивающие:
• развивать интерес к русским народным обычаям, фольклору;
• активизировать словарный запас детей (бурый, символ, оберег, скульптура); формировать умение давать полные ответы на поставленные вопросы; закреплять навыки аккуратного намазывания клеем деталей и передовая строение тела животного;
• развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Мордовия
- Темочки
• воспитывать уважение к родному городу и его жителям.
Материалы: клей, цветной картон, цветная бумага, шаблоны частей тела медведя, шаблон рубашки, мордовские узоры, мордовская кукла.
Ход занятия
Воспитатель: Это – я! (руки на грудь)
А вокруг страна моя! (руки раскинуть)
Там – леса! (наклон туловищем вправо)
А там – поля! (наклон туловищем влево)
Здесь – друзья (наклон головы вправо)
И там друзья. (наклон головы влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть руки)
Здравствуй, край родной могучий!
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Саранск
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами. Леса окружают и наш родной город Саранск. Как можно назвать животных, которые живут в наших лесах одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ребята, как вы уже, наверное, спели заметить, я сегодня не одна. К нам в гости пришла девочка Валдуша. Она очень хочет рассказать вам нашу, мордовскую сказку. Но для начала, вы должны отгадать загадку, которая подскажет вам, о ком будет сказка.
Это зверь лохматый,
И зимой сосет он лапу.
Любит мед, малину он,
Может громко зареветь,
А зовут его (Медведь)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали! Это мордовская сказка про медведя, называется она «Благодарный медведь». Давайте ее послушаем.
(Воспитатель рассказывает детям сказку, одновременно показывая).
БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)
Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.
Воспитатель: Вот такая красивая и добрая мордовская сказка. Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мордва не только сочиняла сказки, потешки о медведе, но и считала его – хранителем домашнего очага. Фигурку медведя, сделанную из дерева или из глины (показ) считали оберегом. Наши предки верили, что медведь приносит в дом счастье, удачу, защищает от болезней, от врагов.
И мы с Валдушей хотим показать вам, как можно самим сделать медведя-оберега.
Сейчас вы немножко засиделись, давайте-ка мы с вами встанем и немножко разомнем ножки и ручки.
Физкультминутка
Топай Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
(Воспитатель показывает пошагово план выполнения работы)
1. Готовые детали склеиваем, собирая медведя.
2. Приклеиваем сапоги, рубашку.
3. Украшаем рубашку заранее вырезанным мордовским орнаментом.
Воспитатель: Наш медведь готов. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Теперь у нас в группе будет наш медведь-оберег, который принесёт нам радость и веселье.