Татьяна Гусева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание».
Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Предшествующая работа:
1. Беседы о семейных традициях в семье каждого ребенка.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
2. Разучивание стихов о семье.
3. Чтение литературы о семейных взаимоотношениях.
4. Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
5. Рисование древа семьи.
Словарная работа: телестудия, традиции, по наследству, привнести, предки, крепыш, колыбелька, бело-набело.
Материалы к занятию :
1. Иллюстрации с изображением семьи. (Нарисованные самими детьми.)
2. Колыбелька с куклой.
3. Таз с водой и белое полотенце.
4. Монеты, уголь, семена фасоли.
Ход занятия
(На доске картинка семьи.)
Воспитатель : Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Семейные традиции». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда я приглашаю вас - проходите. Я буду ведущая этой передачи. Сегодня вы узнаете очень много нового и интересного.
У каждого из нас есть семья. И в каждой семье свои традиции. Мы не рождаемся с ними, семейные традиции не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и сберечь. В одной семье любят по выходным всей семьей ходить в лес, кто-то проявляет любовь и уважение к своим бабушкам и дедушкам и это их семейная традиция. А у кого-то семейная традиция называть детей именами предков. Но сегодня я, ведущая передачи, хочу рассказать вам о старинных русских семейных традициях.
(На доске картинка русской избы.)
Раздается плач ребенка.
Воспитатель :
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель :
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель :
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Егор. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Воспитатель :
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
- Это имя обозначает - хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Воспитатель рассказывает детям что обозначают их имена.)
Воспитатель :
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель :
Нашему Егорушке клали эти вещи когда купали его. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек.
Когда клали уголек говорили:
- Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель кладет зернышки.
Когда клали зернышко говорили:
- Будь всегда сыт.
Воспитатель кладет денежку.
- А когда клали монетку говорили:
- Будь всегда богат.
Воспитатель наливает воду в таз.
В старину, когда купали ребенка приговаривали:
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко. (Кладем куклу в таз.)
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли.
Дети вытирают куклу.
Воспитатель : А когда вытирали ребенка говорили:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель :
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, Давайте-ка мы положим его спать.
Воспитатель :
- А куда кладут спать ребеночка?
Дети:
- В кроватку.
(На м/м появляется изображение колыбельки.)
Воспитатель :
В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Егорушки. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям). В колыбельке лежит хлеб и соль.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель :
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель :
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Теперь я вам предлагаю укачать Егорушку. (Включается колыбельная-девочка укачивает ребенка.)
Воспитатель : Ну, вот и все наш Егорушка уснул. И наша передача на этом заканчивается.
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!