Павленко Татьяна
Конспект занятия по хакасскому языку «Кем пу а асты сындыр сал ан?» Кто сломал это дерево?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «А астар» (Деревья)
Ситуация: «Кем пу а асты сындыр сал ан?» (Кто сломал это дерево)
Цель: Пiлiс алар тиксi гредiг то ыстар хоостыра ол аннар а а астар а сибер хайарына о дай пирерi. (Создание социальной ситуации развития детей для заботливого отношения к деревьям)
Задачи:
• Учить называть слова обозначающие деревья;
• Учить использовать в предложениях слова, зная их значение;
• Прививать заботу и любовь к родной земле.
Новые слова: хахпас, тирек, а ас салаазы, сындырар а. (кора, тополь, ветка, ломать)
Материалы: куклы, аудиозапись.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель показывает, как куклы Томыйах и Ирке ек идут в лес. В лесу очень красиво. Там можно дышать свежим воздухом. Играет музыка, птички поют, запах распространяется.
Воспитатель:
- Чувствуете какой в лесу чистый и свежий воздух? Хозяина леса мы благодарим за то, что он дарит нам здоровье и радость.
2. Изучение нового материала.
Воспитатель:
-В лесу растут разные деревья. Томыйах и Ирке ек их плохо знают. Поможем им узнать эти деревья?
Дети подходят к фотографиям деревьев. Воспитатель, показывая на фото, спрашивает:
- Какое это дерево? Высокое, с густыми ветками, листья длинноватые, кора серого цвета. (Это тополь)
- Халбах-хулбах хулахты, хара нин i чачахты. (Нымырт- черемуха)
Чай ыда ах тадылы чысты порчолы,
К ск де хара тадылы чистектiг. (Черемуха)
- Да это черемуха. Кто его сломал? Ирке ек ты знаешь? (вопрос задают и остальным)
Ирке ек:
- Нет.
Воспитатель:
- Томыйах, а ты знаешь?
Томыйах:
- Да, это я сломала.
Беседа о том, что нужно беречь природу. Не ломать ветки деревьев. Они растут очень медленно.
Стихотворение:
Су хазында, п зiк чарда,
Талы ах нимее-де хомзынча.
Алай а аа кемнi- де айасты,
Алай а аа к нге iзiг.
Алай, чилге саптырып,
С рместерiн пул атча.
Алай, су iс полбин,
Су да сусхап илепче.
Ф. Топоева
3. Итог занятия
Воспитатель:
- деревья тоже живые. Они дышат, растут, поэтому мы будем беречь этот лес.