Нина Сергеевна Якушкина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: Развитие речи
Тема: Пересказ былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Цель: Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- закреплять знания детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ былины „Алеша Попович и Тугарин Змеевич“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие задачи :
- развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Материалы и оборудование: картина В. М. Васнецова «Три богатыря»
Ход деятельности
1. Организационный момент:
Воспитатель собирает детей возле себя:
Утреннее приветствие
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, я бы хотела узнать у вас, знакома ли вам эта картина? (картина В. М. Васнецова «Три богатыря»). (Да, это «Три богатыря».)
Беседа по картине.
- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома)
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
Чем он вооружён? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)
- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный.)
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке он держит щит, в другой меч)
- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)
- Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный.)
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
- Что у него висит с боку? (Гусли).
- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
Воспитатель: Молодцы ребята. Многим из вас они знакомы по современным
мультфильмам. В былинах, в сказаниях о богатырях, все было немного иначе, чем в мультфильмах. Я вам читала уже несколько былин о древнерусских богатырях, сегодня же речь пойдет об Алеше Поповиче. Алеша был самым молодым из этой тройки. Красивым и горячим. А что это значит - «горячий человек»? Как вы думаете? (Сильный, могущественный.)
Воспитатель: Нет, ребята — это не так, хотите узнать кто такой «горячий человек»? (Да)
Воспитатель: О «горячем человеке» обычно говорят о его характере, что означает ретивый, вспыльчивый, пылкий. Ребята, вчера вечером мы с вами читали былину она, вам понравилась? (Да)
Воспитатель: С какой былиной мы познакомились? («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)
Воспитатель: Ребята, скажите, вы услышали из прочитанной былины, о характере Алеши Поповиче? Какой он был? (Он не побоялся на обеде у князя Владимира делать замечания Тугарину, надсмехаться над ним. Алеша - смелый, сильный, храбрый, горячий.)
Воспитатель: Правильно ребята. А каким оказался Тугарин? Опишите его? (Самоуверенный, огромного роста, приставал к жене князя Владимира, а из пасти пламя изрыгал.)
Воспитатель: А как он себя повел, когда Алеша над ним насмехался? (Вежливо.)
Воспитатель: Почему вы так решили? (Он драку не затеял, хотя мог.)
Воспитатель: Молодцы, вы внимательно слушали былину. Скажите ребята, Алеша честно победил Тугарина? (Нет, он победил врага хитростью и ловкостью.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем пересказывать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», но сначала мы свами немножко разомнемся.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три - (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (ноги – на ширине плеч.)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво. (повернуть корпус вправо – взор вдаль.)
И налево надо тоже (ладонь левой руки ко лбу, правая рука – на поясе.)
Посмотреть из-под ладошек (поворачивают корпус влево – взор вдаль.)
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
Воспитатель: Присаживайтесь ребята на стульчики. А сейчас я вам предлагаю пересказать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». (спросить 2-3 детей)
3. Рефлексия:
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? (Ответы детей)
Воспитатель: Какую былину мы сегодня с вами пересказывали? (Ответы детей)
Воспитатель: Кого победил богатырь? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. Спасибо вам.