Захарова Ольга Борисовна
«Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №19
Конспект организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познание»
подготовительная к школе группа
Творческая группа воспитателей: Захарова О. Б., Забелина Л. В., Смурова Е. Г.
г. Ярославль
Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Цель:
Публикация «„Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Русская матрёшка““» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Формирование у детей интереса к русской культуре и народному творчеству.
Задачи:
-Образовательные:
1. Закрепить знания детей об истории возникновения, видах, особенностях росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской, Воронежской матрешек.
-Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к культуре России, творческие способности и фантазию.
-Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к народной игрушке.
Демонстрационный материал и оборудование:
1. Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор.
2. Презентация «Матрешки».
3. Заготовки силуэты матрешек, пластилин, доски, салфетки на каждого ребенка
4. Иллюстрации с элементами росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, развешенные по группе.
5. Матрешки, разного размера.
6. Сундучок с матрешкой внутри.
7. Музыкальное сопровождение - песня "Русские матрешки", «Матрешки» детская группа «Терем».
Предварительная работа:
Беседы на темы «Возникновение матрешки», «Виды матрешек», разгадывание загадок про матрешек, рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки, слушание песен про матрешек, рисование своего желания (небольшого, материального, что бы быстро сбылось: конфетку, маленькую машинку, чупа-чупс, киндер-сюрприз и др.)
Ход занятия:
1 Организационный момент
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Посмотрите, ребята. У меня есть сундучок, сундук этот подарила мне моя бабушка. Подарила и сказала: «Вот тебе, сундук добра, мне его моя матушка оставила. Береги его» Как вы думаете, дети, что в нём? А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Воспитатель достает из сундучка матрешку.
2 Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше на Руси существовало поверье, если в матрешку положить бумажку с записанным на ней желанием, то оно непременно сбудется. Как вы думаете, это правда? А хотите проверить? Помните, вчера мы с вами рисовали наши желания, давайте положим эти рисунки в мою волшебную матрешку и посмотрим, исполнятся ли наши желания.
Дети кладут рисунки с желаниями в матрешку. Воспитатель убирает матрешку в сундучок, где лежит еще одна, уже с заранее приготовленными исполненными желаниями детей.
Звучит музыка «Русские матрешки» и в группу входит Матрешка. (Воспитатель в народном костюме)
Матрешка: Здравствуйте, вы меня узнали?
Русская красавица
И повсюду славится.
У матрешки говорят-
Самый лучший наряд.
Сарафанчик расписной
Весь блистает красотой.
Под платочком коса
Ну и девица – краса!
На окошке стоит
И на всех на вас глядит.
Улыбнется. По секрету
Красивей матрешки нету!
- Ребята, а вы знаете как я появилась в России? (От японской игрушки, старца Фукурума)
- А почему я называюсь Матрешкой? (От русского имени Матрена)
- Какие самые распространенные матрешки? (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Воронежская)
Слайд 1
- Раз вы знаете виды матрешек, то значит отгадаете про какую из матрешек я загадаю загадку.
Я – веселая матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Какая это матрешка? (Загорская)
Слайд 2
- Почему эту матрешку так назвали? (Её делают в селе Загорск, рядом с Сергиево-Посадом)
- Чем она отличается от других матрешек? (Они имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись.)
- Какими красками пользуются Загорские мастера? (Гуашью)
Матрешка хвалит детей. Загадывает следующую загадку.
Я стройная Матрена,
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла. (Семеновская)
Слайд 3
- Какую форму имеет эта матрешка? (Она стройная, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”)
- Какие основные цвета используются при росписи данной матрешки? (Красный, желтый и синий)
- Чем еще кроме формы и цвета отличаются эти матрешки от других? (Обязательно есть фартук, на котором изображен пышный букет цветов, расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, они отличаются своей вместительностью – в них вкладывают до 15-18 кукол)
Матрешка хвалит детей и предлагает поиграть.
Физкультминутка "Матрешки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Дети садятся на места. Матрешка загадывает следующую загадку.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными. (Полхов-Майданская)
Слайд 4
- Чем отличается наряд этой матрешки от других? (У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука)
- Что можно сказать о форме этой матрешки? (Она вытянутая)
- Какие цвета чаще используются при росписи? (Малиново-красный, зеленый, черный)
Матрешка хвалит детей и загадывает еще одну загадку.
Рубаха, черная понева,
Яркий ситцевый платок.
Откуда эта кукла,
Смело скажет нам знаток. (Воронежская)
Слайд 5
- Почему эту матрешку считают самой молодой? (Она появилась в конце 60 годов прошлого века)
- Какая форма у этой матрешки? (Она похожа на пасхальное яйцо)
- Какие цвета используются при ее росписи? (Белый, черный и красный)
Матрешка: Молодцы, ребята, вы отгадали всех матрешек. Как много вы про них знаете!
А я ведь пришла к вам не с пустыми руками, хотела подарить вам на память разноцветных матрешек, но по пути сюда встретила Бабу Ягу. Она заколдовала матрешек и забрала все краски, чтобы мы не смогли их раскрасить заново. Теперь я не знаю что делать, как раскрасить матрешек. (Матрешка показывает плоскостные заготовки силуэтов матрешек)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Матрешке? Скажите, чем кроме красок можно раскрасить матрешек? (Карандашами, обклеить бумагой цветной или салфетками, украсить пластилином)
Воспитатель: Очень хорошо у нас как раз есть пластилин. Давайте раскрасим матрешек пластилином.
Матрешка: Ой, спасибо. А для того чтобы у вас получилось я скажу волшебные слова.
А сейчас, дорогие ребята,
На секунду закройте глаза,
Позабудьте заботы, усталость
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Кручу – верчу, превратить вас хочу в мастеров!
Матрешка поворачивает детей кругом.
Воспитатель: Пройдемте в нашу мастерскую.
Дети проходят и садятся за столы.
Матрешка:
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети раскрашивают матрешку пластилином, делают узоры.
Во время работы детей звучит музыка «Матрешки»
Матрешка: Ребята, какие замечательные матрешки у вас получились! Спасибо вам за помощь. Ну а теперь мне пора прощаться, до свидания, до новых встреч!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с матрешкой? Что сегодня было самое интересное? Как мы помогли Матрешке? Какие чувства вы испытываете? Какие же вы молодцы, сегодня!
Ребята, а помните, в начале я вам рассказала поверье и мы положили рисунки с желаниями в матрешку? Давайте посмотрим сбылись ли наши желания.
Воспитатель достает сундучок, из него вынимает матрешку, открывает и раздает подарки детям.
Использованная литература:
1. Берестов, В. Д. Матрешкины потешки // Берестов, В. Д. Читалочка : стихи. - М. : Малыш, 1988. - С. 8.
2. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4. - С. 29.
3. Из истории матрешки // Семья. - 2001. - № 14. - С. 17.
4. Из истории матрешки // Левина, М. С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.
5. Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.
6. Кондакова, Н. Матрешка // Новая игрушечка. - 1993. - № 3. - С. 46; 1996. - № 10. - С. 48.
7. Матрешка - дочь Фукурумы // А почему? - 1991. - № 4. - С. 10.
8. Матрена, Матреша, Матрешка. // Пионерская правда. - 2000. - 29 декабря. - С. 8.
9. Матрешки-озорницы / сл. И. Черницкой // Арсеев, И. А. Песни-игры и раскраски для маленьких. - М. : Композитор, 1993. - С. 54.
10. О полхов-майданской матрешке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 131
11. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
12. Русская матрешка // Каштан, Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.
13. Русская игрушка. - М. : Сов. Россия, 1987. - 198 с. : ил.