Светлана Хворова
«Превращение осенних листиков». Конспект занятия по конструированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по конструированию.
Тема «Превращение осенних листиков»
Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет.
Подготовила воспитатель Хворова С. А.
Цель: Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе осенью
Задачи:
Образовательные: формировать у детей представления об осени, её признаках; умение последовательно выполнят работу из осенних листьев. Расширять представления о флористике.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Развивать глазомер при работе с бумагой.
Воспитательные: Воспитывать интерес к конструированию.
Предварительная работа: Целевая прогулка в уголок леса на территории детского сада. Сбор осенних листьев, составление букетов.
Заучивание стихов об осени.
Материал:
Демонстрационный – ваза с букетом из осенних листьев; магнитофон с записью музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Раздаточный – шаблоны листьев из бумаги, засушенные листья, клей, клеенка, кисти.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети в группе, воспитатель обращает внимание на листья, разбросанные по полу.
Воспитатель: Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели.
Зашумели по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит.
2. Основная часть.
- Ребята, кто знает, как называется явление, когда с деревьев падают листья и под ногами получается такой удивительный по красоте пёстрый и яркий ковёр?
Дети: Листопад.
Воспитатель: - Конечно, это – листопад. Посмотрите, как много разных красивых листьев лежит у нас под ногами. Вот и самый большой листик, как
вы думаете, с какого он дерева?
Дети: - С дуба.
Воспитатель: - Значит, его как можно назвать? Какой он?
Дети: - Дубовый.
Воспитатель поднимает самый большой листик, не настоящий, а сделанный из бумаги.
Воспитатель: - Ребята, да он не простой! На нём нарисована схема роста и жизни листика. Посмотрите внимательно и назовите, что же происходило с ним, прежде чем он упал к нам под ноги?
Дети рассматривают схему, нарисованную на обратной стороне листика, и подбирают точные глаголы.
Дети: - Росли, зеленели, шумели, качались, желтели, шелестели, дрожали, упали.
Воспитатель: - Молодцы, очень точные слова назвали, а я знаю стихотворение о жизни листика, оно как раз подходит под эту схему.
Хотите его послушать?
Воспитатель читает стихотворение
«Вот из почки появился удивительный глазок.
Засветился, засиялся, стал зелёненьким листок.
Он под солнцем наливался. Стал лист тёмным и большим.
Тихо осень подступила… Пожелтел и стал сухим».
Воспитатель: - Понравилось стихотворение? А хотите поиграть с этими осенними листочками? (Ответы детей).
-Для этого нам надо превратиться в осенние деревья. Возьмите по листику в каждую руку. Закройте глаза, и … раз, два, три, повернись и в деревья превратись.
Воспитатель включает запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь» и проводит психогимнастику.
Воспитатель: - «Мы – листочки, мы – листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (дети легко покачивают листьями)
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали, (лёгкий бег свободно по группе)
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок. (приседают)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул. (лёгкий бег)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели» (приседают и опускают листья на пол)
Воспитатель: - И, раз, повернись, и в ребяток превратись. Вот мы с вами и побывали в гостях у деревьев и поиграли осенними листьями. Давайте соберём листья в вазу, и предлагаю вам занять места за столами.
Дети занимают места за столами
Воспитатель: - Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какая сейчас погода?
Дети: - Холодная, деревья сбросили листья, готовятся ко сну.
Воспитатель: - Правильно, все деревья приготовились к долгой зиме, сбросили свои листья, но мы собрали с вами вот такой осенний букет
(показывает вазу, в которую поставили листики после игры)
- Назовите, из каких листьев собран наш букет?
Дети: - Из кленовых, дубовых, берёзовых, рябиновых.
Воспитатель: - Да, букет составлен из самых красивых листьев деревьев, которые растут в уголке леса на территории нашего детского сада.
Воспитатель: - Молодцы, что вспомнили, а я сегодня хочу вас познакомить ещё с одной работой, вот она.
Воспитатель выносит новую аппликационную работу с использованием крошки листочков.
Воспитатель: - Нравится? Посмотрите внимательно, как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: - Из листиков, только очень маленьких.
Воспитатель:- Да, она тоже выполнена из листиков, только не «маленьких», а из крошек. Для этого я сухие листья раскрошила. Вот так.
Воспитатель ставит перед собой раздаточный поднос (блюдечко) и начинает ломать сухой листик на мелкие части.
Воспитатель: - Хотите сделать попробовать покрошить листики? Тогда придвигайте подносы к себе, берите листик, который нравится, и начинайте его измельчать (крошить на мелкие части).
Дети начинают готовить основу для будущей работы. Воспитатель напоминает, что чем меньше будет крошка, тем интереснее будет выглядеть из неё аппликация.
Воспитатель:- Материал у нас готов, и прежде чем мы с вами будем мастерить свою работу, я предлагаю подумать, а для чего мы её будем делать?
Воспитатель: - Молодцы, материал заготовили, для чего будем делать, придумали и сейчас я вам раскрою секрет, как можно сделать эту аппликацию.
Воспитатель показывает способ изготовления аппликации из крошек, свои действия сопровождает пояснением.
Воспитатель: - Сначала я выбираю шаблон листика (вырезанный контур)
-Затем беру кисть, макаю в клей и аккуратно промазываю всё изображение. Теперь беру крошку моего листика и быстро засыпаю на клей, пока он не засох. Беру бумажную салфетку, прикладываю сверху и плотно прижимаю ладонями, немного подержу.
Воспитатель снимает салфетку, берёт работу в руки, поднимает и стряхивает над подносом крошку, которая не приклеилась.
Воспитатель: - Перед тем, как мы приступим к выполнению аппликации, я предлагаю настроить руки для работы, а в этом нам поможет следующее стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять, (потирание поочерёдно каждого пальчика)
Будем пальцы разминать, (потирание пальцев другой руки)
Чтобы пальцы не устали, (сцепить «замочком» и постучать ладонь о ладонь)
Нам в работе помогали! (расцепить пальцы и потереть ладонь о ладонь)
Воспитатель: - Всё у нас готово: и крошку листьев приготовили, и ручки настроили и решили для чего мы сделаем аппликацию, а теперь предлагаю приступить к работе.
Дети приступают к самостоятельному выполнению аппликации. Воспитатель помогает советом или практически справиться с поставленной задачей, ведёт руководство деятельностью.
Воспитатель: - Не забывай накрыть засыпанную крошку салфеткой.
- Прижимай плотнее.
- Помните главное правило: содержать в чистоте рабочее место, если крошки рассыпались мимо подноса, надо поднос подставить у края стола и ладошкой собрать крошки на поднос. И т. п.
По мере изготовления воспитатель предлагает положить работы на отдельно стоящий стол для просушки, прибрать своё рабочее место и проводит оценку детских работ.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Посмотрите, какие замечательные работы получились.
- Я вижу, что вы настоящие мастера своего дела и настоящие помощники природы, сумели сохранить и продлить жизнь осенним листочкам.